I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на 34 час (34 учебные недели) и составляет 1 часа в неделю в форме индивидуального занятия в неделю: 2часов – на обследование 32 часа – на коррекционные логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык». Задачи коррекционного курса: повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся; 2 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок; закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности; расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении; вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма; обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии. Программа построена на основе учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г. 3 I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала. Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий. Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов: практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки; наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами; 4 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности. Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися. В структуру занятия могут входить: упражнения для развития артикуляционной моторики; упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов; работа над предложением, текстом; обогащение и активизация словарного запаса. Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных). 5 II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям; умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном материале по основным лексическим темам; умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь; умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения собеседника; умение выразить отказ, благодарность, сочувствие; развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Предметные: Минимальный уровень: четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова; различать предлоги и приставки; разбирать слово по составу; выделять имя существительное, определять падежные окончания; грамматически правильно связывать слова в предложении; писать под диктовку простой текст; 6 пользоваться различными частями речи при составлении предложения; уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам. Достаточный уровень: правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита; находить корень слова и образовывать однокоренные слова; выделять родственные слова из текста; пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования; различать приставку и предлог по их значению; проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; изменять окончание слов в соответствии с вопросами; находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять лексическое значение слов; изменять имена существительные по числам и падежам; составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в предложении, знаки препинания в конце предложений; соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами; писать под диктовку тексты (40-45 слов); работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль; владеть различными видами пересказов; усваивать лексику через речевую практику. 7 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. 8 Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: высокий – 100 - 80%; выше среднего – 79,9 -65%; средний – 64,9 - 45%; низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. 9 Тематическое планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий 5 класс Тема занятия Кол-во часов 1 2 Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения . Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова. 3 Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. 1 4 Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. 1 5 Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. 1 6 Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. 1 7 Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. 1 8 Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных е, ё, ю, я, и. 1 9 Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. 1 10 11 12 13 Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий и твёрдый знаки. Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б' 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д' Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г' Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З' Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Имя существительное Изменение существительных по числам Род существительных Имя прилагательное Изменение прилагательных по родам Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде. Глагол Изменение глаголов по временам Главные и второстепенные члены предложения Нераспространенные и распространенные предложения Тренировочные упражнения по пройдённым темам 35 Обследование 1 14 15 16 17 18 19 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12