Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП_5_Логопедические занятия скан

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения
России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на 34 час
(34 учебные недели) и составляет 1 часа в неделю в форме индивидуального занятия в неделю:
2часов – на обследование
32 часа – на коррекционные логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой
практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
 повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;

2

 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
 закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык.
5 класс. – М.: «Просвещение», 2022 г.

3

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного
усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и
расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его
в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического
строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений
и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, –
предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых
письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком
уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода,
жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;

4

 словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения,
при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для
ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных,
согласных).

5

II ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
 положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
 умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию
на наглядном материале по основным лексическим темам;
 умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
 умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения
собеседника;
 умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
 развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности;
 овладение способностью пользоваться устной и письменной речью
для решения соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
 четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими
буквами алфавита;
 производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
 различать предлоги и приставки;
 разбирать слово по составу;
 выделять имя существительное, определять падежные окончания;
 грамматически правильно связывать слова в предложении;
 писать под диктовку простой текст;

6

 пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
 уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
 правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими
буквами алфавита;
 находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
 выделять родственные слова из текста;
 пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
 различать приставку и предлог по их значению;
 проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения
формы слова;
 изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
 находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять лексическое значение слов;
 изменять имена существительные по числам и падежам;
 составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам
в предложении, знаки препинания в конце предложений;
 соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными
членами;
 писать под диктовку тексты (40-45 слов);
 работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и
главную мысль;
 владеть различными видами пересказов;
 усваивать лексику через речевую практику.

7

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого
обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учительлогопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые
способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в
форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга
устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
8

Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является
учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
 высокий – 100 - 80%;
 выше среднего – 79,9 -65%;
 средний – 64,9 - 45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и
наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий
отследить динамику его речевого развития.

9

Тематическое планирование коррекционно-развивающих логопедических занятий
5 класс
Тема занятия

Кол-во часов
1

2

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения
.
Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.

3

Слоговой анализ и синтез слов. Ударение.

1

4

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

1

5

Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

1

6

Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

1

7

Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

1

8

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных е, ё, ю, я, и.

1

9

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

1

10
11
12
13

Мягкий знак в конце слова.
Мягкий знак в середине слова.
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.
Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'
Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'
Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'
Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш
Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ
Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.
Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в
корне.
Слитное написание слов с приставками.
Раздельное написание слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Имя существительное
Изменение существительных по числам
Род существительных
Имя прилагательное
Изменение прилагательных по родам
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.
Глагол
Изменение глаголов по временам
Главные и второстепенные члены предложения
Нераспространенные и распространенные предложения
Тренировочные упражнения по пройдённым темам

35

Обследование

1

14
15
16
17
18
19
20

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».