Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

рабочая программа учителя - логопеда 1-4 классы скан

Пояснительная записка
В связи с изменениями в системе образования, в общеобразовательную школу, на сегодняшний день, приходят детей
как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях нашего учреждения, чаще
всего, среди школьников с ОВЗ, встречаются дети с речевыми расстройствами, со смешанными специфическими
расстройствами психологического развития или сочетанными нарушениями.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени тяжести. Зачастую,
у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей,
могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В.
Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в
школьной и социальной адаптации испытывают ученики 1-4 классов. Трудности обучения данной группы школьников с
нарушениями речи первичного или вторичного характера определяются не только тем, какие компоненты речи страдают и
в какой степени. Коррекцию речи затрудняет недоразвитие высших психических функций, особенно познавательной
деятельности. Всё это, в совокупности, препятствует общению с окружающими, мешает овладению грамотой и усвоению
школьных программ по всем предметам.
Дети с ОВЗ, зачастую затрудняются в дифференциации фонем, восприятии и усвоении развернутых логикограмматических конструкций, установлении временных, пространственных, причинно-следственных связей. Также
наблюдаются грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса, недостаточное
представление об окружающей действительности, низкий уровень аналитико-синтетической деятельности, нарушенное
звукопроизношение, являющееся последующей опорой в написании графем; трудности в понимании основного смысла
прочитанного. Таким образом, несформированность всех компонентов устной речи, вместе с недоразвитием психических
функций, является серьезным препятствием для усвоения обучающимися с ОВЗ программного материала и, чаще всего,
находит отражение в письменной речи. Это проявляется в дизорфографии, смешанных формах дисграфии и дислексии.

Затруднения на письме, как правило, связаны: с недостатками программирования структуры речевых высказываний, с
невозможностью подчинить речевую деятельность единому логическому замыслу; с появлением побочных ассоциаций,
обусловленных жизненным опытом ребенка; с отсутствием мотивации к активной речевой деятельности.
Настоящая программа написана с учётом особенностей речевых и психических нарушений школьников с ОВЗ и
детей с трудностями в обучения не имеющих протокола ПМПК, а также комплексного подхода к их коррекции.
Планирование рассчитано на учащихся 1-4 классов с предпосылками или наличием нарушений устной и (или) письменной
речи. Основой содержания программы являются авторские материалы и методические рекомендации;
- Е.В. Мазановой по коррекции дисграфии. Рабочие тетради « Учусь не путать звуки» 1,2 альбом, «Учусь работать
с текстом», «Учусь не путать буквы», 1,2 альбом 2015 год
- В. Буйко, Г. Сыропятова «Речевая игралочка» 2013 год.
-О.Н Яворская «Занимательные задания для логопеда» 2-3 класс, 3-4 класс2012 год
- А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Уникальная методика развития речи дошкольника».
- М.В. Беденко «Смысловое чтение» тетрадь- тренажёр 1,2,3 класс.
- О.Н. Яворская «Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками» 2009 год.
- Л.В. Чурсина «Тренажёр по чтению»
Программа составлена в соответствии с:
-Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года 273 ФЗ;
-Федеральным государственным образовательным стандартом НОО и ООО;
-Конвенцией ООН о правах ребенка;
-Уставом образовательного учреждения;
- Письмом МО РФ № АФ-150/06 от 18 04 2008 года " О создании условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами";
-Инструктивным письмом Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями речи.
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими
акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение,
искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком
фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие
фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие
речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется
одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением
формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или
звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями
недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких
обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова.
Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление
общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса
фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный
предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей,
частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие
оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в
смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических
отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно
образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более
редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному
формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что
впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и
употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в
пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может
отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью
осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер
ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической
последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных
эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о

событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном,
простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма,
проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм
возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций,
обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Целью реализации программы является предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников
1-4 классов с ОВЗ, предупреждение дезадаптации, формирование жизненных компетенцийй обучающихся с ОВЗ.
В связи с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса выделяются определенные задачи:
- своевременное выявление, обследование и отбор детей с ОВЗ в логопедические группы;
- определение особенностей организации образовательного процесса, для рассматриваемой категории детей, в
соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности;
- составление индивидуальных планов логопедической работы с детьми с ОВЗ;
- организация индивидуальных и (или) групповых (подгрупповых) занятий по предупреждению и устранению нарушений
устной и письменной речи путем формирования всех составляющих языковой системы;
- формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программ по русскому языку и другим предметам;
- практическое усвоение лексико-грамматических норм русского языка;

- проведение профилактических мероприятий, позволяющих избежать неблагоприятного развития в речевом статусе
ребенка;
- организация совместной деятельности ряда специалистов и родителей, популяризация логопедических знаний; оказание
консультативной и методической помощи педагогам и родителям (законным представителям) детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Содержание планирования коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка
с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до
полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими
различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством
прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения
детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное
согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Логопедическая работа также ориентируется на основные дидактические принципы общей педагогики: научность,
систематичность и последовательность, доступность и наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей,
формирование сознательности и активности ученика.Учет данных принципов и задач позволяет говорить о применении
комплексного подхода, как необходимой составляющей при реализации коррекционно-развивающей работы и включает в
себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает выявление детей с нарушениями речи, проведение их комплексного обследования
и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную логопедическую помощь по
профилактике и устранению речевых нарушений у детей;
- консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с нарушениями речи и их
семьями по вопросам реализации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа связана с распространением опыта логопедической работы с детьми и
взаимосвязью со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Коррекционно-развивающая работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают
необходимые предпосылки для предупреждения и устранения нарушений речи у детей с ОВЗ. На каждом году обучения,
можно выделить следующие основные этапы: диагностический, подготовительный, коррекционно-развивающий,
оценочный.
На диагностическом этапе происходит систематизация сведений о педагогическом и психологическом статусе
ребенка. У школьников с ОВЗ исследуются все структурные компоненты языковой системы, общая, артикуляционная
моторика, состояние дыхательной и голосовой функций, чтение и письмо. Далее определяются причины возникновения
нарушений письменной речи, особенности развития устной речи, зона ближайшего развития ребенка и содержание

коррекционной помощи. За учебный год проводится входная, промежуточная (при необходимости) и итоговая
диагностика. Такая работа позволяет определить стратегию поведения: педагог – логопед – родитель, как необходимое
условие для достижения максимального результата коррекционной деятельности. По результатам диагностики, на
основании однородности нарушений речи, формируются группы или подгруппы детей, наполняемость которых зависит от
тяжести речевого дефекта (ОНР – 3-5 человек, ФФНР – до 6 человек) и особенностей психического развития каждого
ребенка (Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»).
На подготовительном этапе основными задачами являются: развитие или уточнение созданных в процессе
обучения предпосылок овладения орфографией, формирование готовности школьников к коррекционно-развивающей
работе.
В соответствии с возрастными особенностями детей на коррекционно-развивающем этапеведется работа,
направленная на предупреждение и преодоление нарушений речи. Занятия проводятся как в групповой, так и в
индивидуальной форме 2-3 раза в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей.
Продолжительность групповых занятий составляет 30-40 мин., индивидуальных – 20-30 мин., в зависимости от возраста,
индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения. Коррекционно-развивающая работа включает
различные виды логопедического воздействия по развитию и коррекции речевых и неречевых функций, что способствует
нормализации устной речи и созданию базы для успешного усвоения письма и чтения. Выбор приемов и средств обучения,
рассчитан на вовлечение в активное условно-речевое общение, на развитие умения планировать учебное сотрудничество,
учитывать интересы других и т.д. Так, предполагая вовлечение учащихся в активную речевую деятельность,
логопедическая работа имеет ярко выраженную коммуникативную направленность, что способствует развитию у них
коммуникативных универсальных учебных действий и речемыслительных способностей. Особенностью логопедической
работы со школьниками 1-4 классов с ОВЗ, является наличие на данном этапе регулятивно-корректировочной
деятельности, что подразумевает внесение необходимых изменений в образовательный процесс и корректировку условий и
форм обучения, методов и приёмов работы.

На оценочном этапе отслеживается эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы, проводится
повторная проверка уровня развития устной речи, навыков письма, анализируются различные виды письменных работ
детей. Оптимальным способом оценки могут служить проверочные работы, включающие в себя:
- зрительные, слуховые диктанты с грамматическими заданиями;
- задания, по которым оценивается уровень сформированности пространственно-временных представлений, усвоение
учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов;
- наблюдение в ходе какой-либо деятельности.
Предполагаемым результатом реализации программы является: развитие устной и письменной речи у школьников
1-4 классов с ОВЗ.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации, т. к. речь идет о детях с ОВЗ. Программа
рассчитана, приблизительно, на 2 года обучения, где на коррекционно-развивающую работу отводится примерно 150
часов. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от особенностей, возраста ребенка или
группы детей. Основной формой работы являются групповые (подгрупповые) занятия, реже – индивидуальные.
Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ, работающим с обучающимися 1-4 классов с
ОВЗ.
Содержание программы
Основные направления и
содержание работы
подготовительного этапа.
1 Развитие зрительного

Содержание работы

1. Узнавать изображения предметов (по

Предполагаемые результаты
обучения
Обучающиеся научатся

восприятия, анализа и синтеза.

2 Развитие оптикопространственного гнозиса и
праксиса.

контурным, пунктирным линиям,
наложенных друг на друга) и называть
их.

1. Дифференцировать правую и левую части
тела;
2.
Ориентироваться
пространстве;

в

окружающем

3. Уметь конструировать и реконструировать
фигуры,
дополнять
их
недостающими
элементами;
4. Определять пространственные соотношения
элементов графических изображений и букв

-называть контурные (дорисованные,
недорисованные, перечеркнутые)
изображения предметов.
- выделять контурные изображения
наложенные друг на друга. Игры
«Геометрическое лото» и «Найди
парную карточку».
Обучающиеся научатся
-показывать (поднять) левую (правую)
руку, ногу, ухо и т.д. Левую руку
отвести в сторону, а правую вытянуть
вперед. Дотронуться правой рукой до
левого глаза и т.д.
-показывать полоску, на которой справа
красный цвет, а слева синий. Задания с
использованием аппликаций (по
инструкции логопеда).
-показывать или говорить, где
находится заданный предмет в
комнате.- рассматривать и составлять
из палочек предметы. Игры «Чего не
хватает?», «Что не дорисовано?».
- находить заданную фигуру среди
изображений.
- дорисовывать контур симметричных
картинок. Графический диктант.

3 Развитие пространственновременных отношений.

4 Дифференциация речевых и
неречевых звуков.
Развитие зрительно-слухового
и моторного восприятия и
ритма.

Ориентация во времени

Обучающиеся научатся
-называть дни недели, части суток.
-вставлять недостающие слова (дни
недели, части суток) в предложение
или текст.
-определять последовательность: вчера,
сегодня, завтра, послезавтра.
-назвать времена года. Игра «Когда это
бывает?» Игра «Запомни и
воспроизведи ряд цветных
квадратиков».
1. Различать речевые и неречевые звуки;
Обучающиеся научатся
2. Знать органы речи и понятие «речь»;
- отличать звуки речи от неречевых
3. Запоминать и воспроизводить ритмический звуков.
рисунок на слух;
-научатся слушать и слышать
4. Перекодировать зрительную схему
отдельные звуки (по инструкции
ритмического рисунка в звуковую с
учителя –логопеда)
подключением моторного компонента
Игра «Повтори – не ошибись»
(повторение ритмического рисунка по
подражанию логопеда). Игра «Угадай
что звучит». Игра «Запомни и
воспроизведи ряд геометрических
фигур».

Коррекционно-развивающие
этапы работы.
I этап
Развитие
звуковой стороны речи.

Содержание работы

1.
Постановка и закрепление поставленных
звуков;
2.
Развитие
фонематических
представлений;
3.
Практические представления о
предложении, слове, слоге, ударении, букве,
звуке, гласном, согласном.
4.
Формирование
полноценных
психологических предпосылок к полноценной
учебной деятельности.

Планируемы
результаты
коррекционно-развивающего
обучения.
Обучающийся научится
- управлять своими органами речи;
- осуществлять контроль за речью
окружающих и собственной;
-различать звуки речи; правильно их
произносить как изолированно, так и в
словах, и в предложениях;
- понимать различие между звуками и
буквами;
- называть признаки гласных и
согласных звуков;
- устанавливать последовательность
звуков в слове и их число;
- выделять гласные звуки в словах и
обозначать их буквами;
- различать печатные и строчные
буквы, особенности соединений;
определять
качественную
характеристику гласного звука в слове:
ударный или безударный;
- различать согласные звуки: твёрдые
и мягкие, звонкие и глухие, определять
их в слове и правильно произносить;

II этап
Развитие лексического
запаса и грамматического строя
речи.

1.
Уточнение значений имеющихся у детей
слов и дальнейшее обогащение словарного
запаса как путем накопления новых слов,
являющихся различными частями речи, так и
за счет развития умения активно пользоваться
различными способами словообразования;
2.
Развитие
и
совершенствование
грамматического оформления связной речи
путем
овладения
учащимися
словосочетаниями, связью слов в предложении,
моделями
различных
синтаксических
конструкций.

- составлять звуковую схему.
Обучающийся получит возможность:
- наблюдать над образованием звуков
речи;
- находить случаи расхождения
звукового и буквенного состава слов
при орфоэпическом проговаривании;
Различать два способа обозначения
мягкости согласных: с помощью
гласных я, е, ё, ю и мягкого знака
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение,
слово и предложение, слово и слог;
- иметь представление о значении
слова и его звуко-буквенной форме на
основе наглядно-образных моделей;
- определять количество слов в
предложении
и
правильно
их
записывать;
- выделять слова из предложения;
- выделять лова с общим значением
Обучающийся получит возможность:
- осознавать слово как единство
звучания и значения;
- распределять слова по группам по их
основному значению и вопросам;

- научиться выделять предложения из
речи;
- научиться писать под диктовку;
- научиться составлять предложения из
слов; рассказ из предложений; текст по
картинке.
III этап
Совершенствование
речи

1. Формирование практических представлений
связной о тексте.
2. Развитие умений и навыков анализировать
текст.
3. Развитие умений и навыков построения
самостоятельного связного высказывания.

Обучающийся научится:
- Формулировать тему и главную мысль
текста.
- Озаглавливать тексты. Работать с
опорными словами.
- Находить абзацы в тексте, определять
тип текста (повествование, описание,
рассуждение). Формулировать тему и
главную
мысль
текста.
Уметь
составлять план текста (развёрнутый и
сжатый).
- Излагать (устно и письменно) текст по
составленному плану.
Обучающийся получит возможность:
- Применять полученные знания на
практике. Контролировать правильность
и полноту выполнения изученных
способов действий.
- оформлять свои мысли в устной и

письменной
форме
(на
уровне
предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь
других; пользоваться приёмами
слушания:
фиксировать
тему
(заголовок), ключевые слова;
- выразительно
читать и пересказывать текст;
- договариваться с
одноклассниками
совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и
самооценки и следовать им;
- учиться работать
в
паре,
группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /р/, /р /.
Тема
Дата
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования звуков /р/, /р /. Профили, артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /р/.
Воспитание правильного произношения звука /р/.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /р/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /р /. Воспитание правильного, четкого произнесения
изолированного звука /р / и его автоматизация.
Дифференциация звуков /р/ - /р / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р /- /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р /- /л / - /й/ в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /р/ - /л /, /р / -/л / в связной речи.

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Недостатки произношения фонем /л/, /л /.
Тема
Дата
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования звуков /л/, /л /. Профили, артикуляция. Подготовительные
артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /л/.
Воспитание правильного произношения звука /л/. Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и
автоматизация его в прямом слоге и в начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в прямом слоге и в середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /л/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /л /. Воспитание правильного, четкого произнесения
изолированного звука /л / и автоматизация его в слогах, словах.
Воспитание и закрепление правильного, четкого произнесения звука /л / в предложениях.
Дифференциация звуков /л/ - /л / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /л/ - /в / в слогах, в словах, в предложениях.

Дата

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Свистящие звуки.
Тема
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования свистящих звуков. Профили, артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /с/.
Воспитание правильного произношения звука /с/.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /с/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /с /. Воспитание правильного, четкого произнесения
изолированного звука /с /. Автоматизация звука в слогах и в словах.
Закрепление правильной артикуляции звука /с / и автоматизация его в связной речи.
Дифференциация звуков /с/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильного произношения звука /з/. Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и
автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /з/ и автоматизация его в связной речи.
Уточнение произнесения изолированного звука /з /. Воспитание правильного, четкого произнесения
изолированного звука /з /. Автоматизация звука в слогах и в словах.
Закрепление правильной артикуляции звука /з / и автоматизация его в связной речи.
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /з / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /з/ - /с/ в слогах, в словах, в предложениях.

Дифференциация артикуляции звуков /з / - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /ц /. Автоматизация его в обратном слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в прямом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в слоге со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /ц/ и автоматизация его в словах, словосочетаниях и
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ц/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.

Планирование занятий с детьми, имеющими фонетический дефект.
Шипящие звуки.
Тема
Дата
Организационное занятие. Строение артикуляционного аппарата. «Сказка о веселом язычке»
Звуки речи. Способы образования шипящих звуков. Профили, артикуляция.
Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания правильного произношения звука /ш/.
Воспитание правильного произношения звука /ш/.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в закрытом слоге.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /ш/ и автоматизация его в связной речи.
Воспитание правильного произношения звука /ж/. Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и
автоматизация его в прямом слоге и начале слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в прямом слоге и середине слова.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в сочетании с согласными.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях.
Закрепление правильной артикуляции звука /ж/ и автоматизация его в связной речи.
Дифференциация артикуляции звуков /ш/ - /ж/ в слогах, в словах, в предложениях.
Воспитание правильной артикуляции звука /щ /. Автоматизация его в обратных слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в прямых слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /щ/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в
предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /щ/ - /ш/ в слогах, в словах, в предложениях.

Воспитание правильной артикуляции звука /ч /. Автоматизация его в обратных слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в прямых слогах.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в слогах со стечением согласных.
Закрепление правильной артикуляции звука /ч/ и автоматизация его в словосочетаниях и предложениях, в
предложениях
Дифференциация звуков /ч/ - /с / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /ч/ - /т / в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация звуков /ч / - /щ/ в слогах, в словах, в предложениях.
Дифференциация артикуляции звуков /ч/ - /ц/ в слогах, в словах, в предложениях.

Тематическое планирование
1-2 класс
№

Раздел .Тема.
I

Предложение
Речь и предложение..
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий
«слово» - «предложение».
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в
предложении.
Упражнение в выделении предложений из рассказа.
Звуки и буквы

II

II

IV

Звуки и буквы. Алфавит.
Гласные и согласные
Уточнение гласных а, о, у, ы, и.
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
Уточнение гласного а.
Уточнение гласного о.
Уточнение гласного у.
Уточнение гласного ы.
Уточнение гласного и.
Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
Звуко -буквенный анализ и синтез односложных слов.

Количество часов
4
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
12
1
3

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение.
Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение.
Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов.
Ударение. Перенос слов.
V

Дифференциация твердых и мягких согласных.
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда.
Первый способ обозначения мягкости.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «а-я».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «о-ё».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у-ю».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы-и».
Дифференциация гласных «э-е».
Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных первого и второго
рядя

VI

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных
Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким
знаком в конце слов.
Разделительный мягкий знак.
Проверка знаний и умений по теме«Дифференциация твердых и мягких
согласных». Диктант.
Различие звонких - глухих согласных звуков.

3
3
3

19
2
2
2
2
2
2
1

1
1
3
1
15

Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.
Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.
Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.
Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.
Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи.
Закрепление и уточнение знаний по пройдённым тема. Проверочная работа.
VII

VIII

IX

Различие шипящих – свистящих звуков .

2
2
2
2
2
2
2
1
10

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.
Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи.
Звук [щ], буква «Щ».
Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.
Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.
Закрепление и уточнение знаний по пройденным темам. Проверочная работа.
Различие аффрикат.
Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и
письменной речи.
Различие соноров .
Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.
Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа

2
2
1
2
2
1
6

2
2
2
3
2
1

Тематическое планирование 3 класс
№
I

II

III

IV

Раздел. Тема.
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового
значения слова
Синонимы. Слова- приятели.
Антонимы. Слова- неприятели.
Омонимы. Слова – близнецы.
Словообразование
Корень слова.
Слово. Однокоренные слова.
Корень слова.
Приставка
Общее понятие о приставках и употребление их в речи.
Образование слов при помощи приставок.
Работа со словами- антонимами
Подбор приставок к словам- действиям.
Тренировочные упражнения в выделении приставок.
Суффикс.
Общее понятие суффикс и употребление их в речи.
Знакомство с правописанием и значением суффиксов – онок, -ёнок,
Дифференциация суффиксов –ик,- ищ, -ин.
Обогащение словаря профессий –ор, - тель.
Знакомство с суффиксами – оньк, - еньк, ушк, юшк, - иньк.
Знакомство с суффиксами – чик, - щик.

Количество часов
3
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1

V

VI

Тренировочные упражнения в выделении суффикса.
Окончание. Общее понятие об окончании.
Закрепление знаний по теме «Состав слова».
Части речи.
Имя существительное.
Склонение имен существительных
Имя прилагательное.
Род и число имени прилагательного.
Согласование прилагательных с существительными
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Глагол.
Согласование глаголов с существительными.
Закрепление знаний о частях речи.
Предлоги
Общее понятие о предлоге и употребление его в речи.
Предлоги В-НА- НАД
Предлоги К – ОТ- В- ИЗ
Предлоги О - ИЗ.
Предлоги С – СО
Предлоги В –У.
Предлоги ИЗ- ЗА.
Предлоги НАД- ПОД
Предлоги МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ПЕРЕД.
Дифференциация предлогов и приставок.
Тренировочные упражнения по дифференциации предлогов и приставок.
Итоговая проверочная работа.

1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 4 класс
№
I

II

Раздел. Тема
Речь. Предложение как единица речи.
Слово. Смысловое значение слова.
Образные слова и выражения в нашей речи.
Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.
Связь слов в предложении.
Упражнение в установлении связей слов в предложении.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении
главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.
Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении
второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.
Работа с деформированными предложениями.
Составление предложений по опорным словам.
Текст
Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой
последовательности.
Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные
предложения.
Упражнение в делении текста на отдельные предложения.
Составление связного текста из деформированных предложений.
Деление текста на части и умение его озаглавить.
Упражнение в выделении частей рассказа и умении озаглавить.
Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.
Обучение письменному ответу на вопросы.

Количество часов
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа над изложением. Составление плана изложения.
Упражнение в составлении плана изложения.
Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.
Написание изложения по самостоятельно составленному плану.
Работа над сочинением. Составление плана рассказа.
Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.
Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.
Сочинение по данному началу.
Сочинение по данному концу.
Сочинение-повествование.
Сочинение-описание.
Сочинение-рассуждение.
Итоговая проверочная работа.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Условия и методические рекомендации по реализации программы.
Требования к педагогу.
Логопедическая работа должна осуществляться специалистом соответствующей квалификации с высшим
специальным образованием.Учитель-логопед должен иметь чёткое представление об особенностях психического и
физического развития детей с ОВЗ, использовать подходящие методики и технологии организации образовательного
процесса.
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение
Реализация данной программы требует полного технического оснащения логопедического кабинета . В соответствии с
особенностями детей с ОВЗ все пособия, а также непостоянно используемое оборудование должны легко переноситься и,
при необходимости, убираться, чтобы не отвлекать школьников.

В процессе реализации программы могут быть использованы методические рекомендации (Мазановой Е. В.,
Ефименковой Л. Н., Садовниковой И. Н., Лалаевой Р. И. и т.д), диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Желательно наличие системы широкого доступа педагогов, детей с речевыми нарушениями, родителей (законных
представителей) к сетевым источникам информации, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по
всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов, а также доступа к
информационно-методической литературе, логопедическим стендам.

Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися 1-4 классов с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа должна проводиться дифференцированно с учетом возраста ребёнка, формы
заболевания и (или) заключения ПМПК. Особенностями логопедической работы с детьми с ОВЗ является использование
специальной дифференцированной индивидуальной наглядности, выбор методов и приемов с учетом возрастных и
индивидуальных возможностей, смена деятельности, как обязательная часть любого занятия.
Во время занятий важно соблюдать принцип многообразного предъявления одного и того же предмета, речевого
материала в вариациях, с учетом постепенности перехода от простого к сложному. Такое разнообразие в работе будет
способствовать формированию обобщенных представлений о предметах. Например, один и тот же наглядный и словесный
материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для
составления описательного рассказа и др.Для более продуктивной работы, способствующей быстрейшему восстановлению
нарушенных функций, важно включать в деятельность все анализаторные системы ребенка: зрительную, слуховую,
тактильную, двигательную и даже, при возможности, обоняние и вкус. Особое внимание необходимо уделяется развитию
речевой моторики, голосовой и дыхательной мускулатуры, что является особенно значимым для коррекции

звукопроизношения. Для этого можно использовать специальные логопедические упражнения, которые подбираются
индивидуально с учетом речедвигательных нарушений у каждого ребенка. На начальных этапах работу лучше проводить с
максимальным подключением сохранных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). В коррекционную работу
может входить логопедический массаж, целью которого является устранение патологической симптоматики в
периферическом отделе речевого аппарата.
Спецификой работы с детьми с ОВЗ является необходимость индивидуального подбора заданий. В одних случаях,
задания давать в тестовой форме, позволяющие ребенку не давать развернутый речевой ответ, в других – предъявлять
речевой образец для ответа. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения
голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.
Структура занятия по коррекции устной и письменной речи и его компоненты могут меняться и комбинироваться не
только в зависимости от целей и задач, но и от выбранных методов работы.

Работа учителя-логопеда с педагогами и родителями
Субъекты
Ответственный
консультирования
Учитель,
Учитель-логопед
Родители (законные
представители)

Тематика мероприятия

Виды и формы Сроки
организации
деятельности
Нарушение чтения и письма у Лекция-беседа,
Октябрьмладших школьников.
консультация,
ноябрь
Возрастные особенности развития мастер-классы
младших школьников
Проблемы
Психологические

толерантности. Родительские
тренинги
(по собрания,

профилактике
и
преодолению индивидуальные
конфликтных ситуаций)
беседы
«Особенности
речевого
развития
ребенка»;
«Система
упражнений
по
автоматизации нарушенных звуков».
«Комплекс
упражнений
и
игр
направленных
на
развитие
фонематического слуха»
«Развитие мелкой моторики, через
игры и упражнения в кругу семьи»

Учитель
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Администрация
Педагогпсихолог

Результаты освоения обучающимися с Индивидуальные
ЗПР АООП НОО за
беседы
I полугодие
Выступление
на
родительском
собрании,
информирование
об
обучении ребенка с ОВЗ в классе, о его
образовательных потребностях.
Консультация
по
результатам
психодиагностики,
представление
разработанных рекомендаций.
Консультирование родителя ребенка с

Январьфевраль

ОВЗ, практическая помощь родителям:
решение
проблемных
ситуаций
психологического и педагогического
характера.
Проведение
круглых
столов,
тренингов,
выступлений
на
родительских собраниях, дискуссий,
практикумов
(диалог
между
родителями, развенчивание «мифов» о
детях с ОВЗ, снятие эмоционального
напряжения и сопротивления).

Педагогические
работники

Педагог-психолог Выступление по теме «Особенности
психологического
развития,
обучающегося младшего школьного
возраста» (на педсовете или ином
мероприятии по договоренности с
администрацией школы).
Консультирование
классного
руководителя по теме «Ознакомление
классного
руководителя
с
результатами
диагностического
обследования учащегося, выработка
рекомендаций».

Индивидуальные и В течение года
групповые
консультации

Индивидуальные и
групповые
консультации

Обучающиеся

Консультирование
классного
руководителя
и
педгруппы,
работающей с обучающимся, на темы
«Выработка
рекомендаций
по
организации
взаимодействия
обучающихся в классе».
Учитель –логопед «Согласование учебно-тематического
планирования с учителем»;
«Особенности
речевого
развития
ребенка»
«Профилактика
дисграфии
и
дислексии»
«Развитие коммуникативных умений и
навыков».
Учитель
Разрешение споров, конфликтных
Учитель –логопед ситуаций.
Педагог
психолог

– Тренинги с детьми
По адаптации, снятию эмоционального
напряжения.

В течение года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».