Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ОАОП НОО ЗПР

Содержание
1.Целевой раздел………………………………………………………………..….3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР
адаптированной АООП………………………………..…………………….……8
3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП…………………………………………………….11
4.Содержательный раздел…………………………………………………….….13
4.1Программа формирования универсальных учебных действий ….13
4.2Программы отдельных учебных предметов(7.1)…………………….13
4.3Программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания
обучающихся………………………………………………………………………13
4.4Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся…………………………………..….13
4.5Программа внеурочной деятельности ……………………………….13
4.6Программа коррекционной работы:…………………………………13

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель реализации адаптированной основной образовательной
программыначального общего образования.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР – обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ по средствам создания
условий для максимального удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального
и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией
АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих
основных задач:
 формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
 достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья; • становление
и развитие личности обучающегося с ЗПР в еѐ индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного
развития;
 создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
 обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР,
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества
и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении
спортивных, творческих и др. соревнований;
 использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
 предоставление
обучающимся
возможности
для
эффективной
самостоятельной работы.

Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
к
структуре
адаптированной
основной
общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам
освоения. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы начального общего образования (далее — ООП
НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют
федеральному
государственному
стандарту
начального
общего
образования(далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает
введение
программы
коррекционной
работы,
ориентированной
на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения
программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО.
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
является
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося,
согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими
программу коррекционной работы, содержание которой для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей
на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на
основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования
без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее
многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и
неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР
могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность
центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические

соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и
социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от
состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР
испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении
учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными
способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной
степени выраженные недостатки в формировании высших психических
функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной
деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у
обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как
правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества
предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон
различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по
структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер
личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных
обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся,
нуждающихся при получении начального общего образования в
систематической
и
комплексной
(психолого-медико-педагогической)
коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития
у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной
поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов,
соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и
направленных на преодоление существующих ограничений в получении
образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого
по
срокам
с
образованием
здоровых
сверстников.Дифференциация образовательных программ начального общего
образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой
категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения
психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации
варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры
для рекомендации обучения по АООП НОО (вариант 7.1) могут быть
представлены следующим образом.
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого

возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной
категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением
умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и
эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у
обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные,
дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной
координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при
этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ
разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического
развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят
своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим
современные научные представления об особенностях психофизического
развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ4, так и специфические. К
общим потребностям относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации; постепенное расширение
образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной
организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной

нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся
с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего
тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого
лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию
поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на
компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной
саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в
новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного
общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения;
 специальная
психокоррекционная
помощь,
направленная
на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;

 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР
должно стать полноценное начальное общее образование, развитие социальных
(жизненных) компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО5. Планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой
психического развития программы коррекционной работы
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
 в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
 в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
 в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
 в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно
выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать
возникшую проблему.
 овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни, проявляющееся:
 в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
 в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
 в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;

 в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
 в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
 в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
 в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и
в школе.
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
 в расширении знаний правил коммуникации;
 в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
 в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в
умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
 в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;
 в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении
культурных форм выражения своих чувств.
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
 в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
 в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих;
 сохранности окружающей предметной и природной среды;
 в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.
 в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка;
 в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
 в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
 в умении устанавливатьвзаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
 в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;

 в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
 в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
 в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
 в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
 в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
 в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со
знакомыми и незнакомыми людьми;
 в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно
использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и
общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом
собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.в освоении
возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять
инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
 в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
 в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны
отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно
включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в
других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; овладение
эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической
деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать цель
деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий;
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять
словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к
результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные

результаты; сформированные в соответствии АООП НОО универсальные
учебные действия. Требования к результатам освоения программы
коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому
обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и
особыми образовательными потребностями.
Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического
развития планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО (кроме
программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с
требованиями ФГОС НОО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной
и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую
форму
организации
аттестации
(в
малой
группе,
индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
 адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
 при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание
о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение
инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;

 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при
нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения
обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает
наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях,
отражающих успешность достижения образовательных достижений и
преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность,
диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи,
позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов
освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в
случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях
оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую,
текущую и финишную диагностику. Стартовая диагностика позволяет наряду с
выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и
возможностей
обучающихся,
выявить
исходный
уровень
развития
интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования. При
использовании данной формы мониторинга можно использовать экспрессдиагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить
об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности
(отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с
ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой
коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики выступают в качестве
ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения
реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения в
нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на
заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на
начальной ступени школьного образования), выступает оценка достижений

обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения
обучающимися программы коррекционной работы.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий
(См. ООП НОО)
Программы отдельных учебных предметов(7.1) (См. ООП НОО)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
(См. ООП НОО)
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся(См. ООП НОО)
Программа внеурочной деятельности (См. ООП НОО)
Программа коррекционной работы:
Рабочая программа коррекционного курса (7.1) педагога-психолога
(См. Приложение 1);
Рабочая программа коррекционных курсов (7.1) учителя-логопеда (См.
Приложение 2).
Общие положения
Определение программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы – это образовательная программа для
обучающихся с задержкойпсихического развития с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых
образовательных потребностей и обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы является неотъемлемой частью
адаптированной основнойобщеобразовательной программы начального общего
образования.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПРвыступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, (коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии
обучающихся, их социальная адаптация.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий
обучения
и
воспитания,позволяющих
учитывать
особые
образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и
дифференциации образовательнойдеятельности.

Задачи программы коррекционной работы:
— своевременное выявление детей с трудностями адаптации,
обусловленными ограниченными возможностямиздоровья;
— выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом, и речевом развитии;
— определение особенностей организации образовательнойдеятельности
для детей с ЗПР в соответствии синдивидуальными особенностями каждого
ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
— создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР АООП НОО
(7.1) и их интеграции вобразовательнойорганизации;
— осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ЗПР с учётомособенностей психического и
физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация учебного плана, организация индивидуальных и
групповых занятий для детей с нарушениемв физическом и психическом
развитии;
— обеспечение возможности обучения и воспитания по коррекционным
образовательным программам и полученияобразовательных коррекционных
услуг;
— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченнымивозможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Направления программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию
специального сопровожденияобучающегося с ЗПР. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом
его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК,
при необходимости индивидуальнойпрограммы реабилитации (по рекомендации
ТОПМПК).
Направления и содержание программы коррекционной работы
осуществляются во внеурочное время в объеме неменее 5 часов. Объем и
содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей
обучающихся.

Основные направления коррекционной работы:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся
сзадержкой психического развития с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной
образовательной программы.
Направления диагностики
Ответственный
Виды
и
формы
организации
деятельности
Диагностика звукопроизношения
Учитель-логопед
Индивидуальная, групповая
Диагностика лексической стороны речи
Учитель-логопед
Индивидуальная, групповая
Учитель
Диагностика грамматического строя речи
Учитель-логопед
Индивидуальная, групповая
Учитель
Диагностика нарушений чтения и письма
Учитель-логопед
Индивидуальная, групповая
Учитель
Диагностика
диалогической
и Учитель-логопед
Индивидуальная, групповая
монологической форм речи. Связной речи.
Учитель
Первичная диагностика для выявления детей Педагог – психолог
Наблюдение,
психологические
с ОВЗ
занятия;анкетирование родителей, беседы
с педагогами
Углубленная диагностика детей с ОВЗ
Педагог – психолог
Диагностирование
Заполнение диагностических
карт
Определить уровень организованности
Педагог
–
психолог, Посещение семьи ребенка,
ребенка; уровень знаний по предметам
социальный
педагог, наблюдение за ребенком в различных
классный руководитель
видах деятельности, изучение работ
ученика, анкетирование по выявлению
школьных трудностей,
беседа с родителями и учителямипредметниками.
Составление
психолог-педагогической
характеристики.

2.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий,
способствующих
личностномуразвитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Направления
Ответственный
Планируемый результат
Виды
и
формы
коррекционноорганизации
развивающей работы
деятельности
Коррекция
Учитель-логопед
Обучающийся научится
Индивидуальная,
звукопроизношения
Учитель
- управлять своими органами речи;
подгрупповая,
- осуществлять контроль за речью групповая
окружающих и собственной;
-различать звуки речи; правильно их
произносить как изолированно, так и в словах,
и в предложениях;
- понимать различие между звуками и
буквами;
- называть признаки гласных и согласных
звуков;
- устанавливать последовательность звуков в
слове и их число;
- выделять гласные звуки в словах и
обозначать их буквами;
- различать печатные и строчные буквы,
особенности соединений;
- определять качественную характеристику
гласного звука в слове: ударный или
безударный;
- различать согласные звуки: твёрдые и
мягкие, звонкие и глухие, определять их в
слове и правильно произносить;
- составлять звуковую схему.

Коррекция
лексико- Учитель-логопед
грамматического
строя Учитель
речи

Коррекция
нарушений Учитель-логопед
чтения и письма
Учитель

Обучающийся получит возможность:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- находить случаи расхождения звукового и
буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании;
Различать два способа обозначения мягкости
согласных: с помощью гласных я, е, ё, ю и
мягкого знака
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, слово и
предложение, слово и слог;
- иметь представление о значении слова и
его звуко-буквенной форме на основе
наглядно-образных моделей;
- определять количество слов в предложении
и правильно их записывать;
- выделять слова из предложения;
- выделять слова с общим значением
Обучающийся получит возможность:
- осознавать слово как единство звучания и
значения;
- распределять слова по группам по их
основному значению и вопросам;
- научиться выделять предложения из речи;
- научиться писать под диктовку;
- научиться составлять предложения из слов;
рассказ из предложений; текст по картинке
Обучающийся научится:
 различать гласные и согласные звуки;
 дифференцировать твердые и мягкие

Индивидуальная,
подгрупповая,
групповая

Индивидуальная,
подгрупповая,
групповая

Коррекция связной речи.

Учитель-логопед
Учитель

согласные звуки;
 различать звонкие и глухие согласные
звуки;
 ориентироваться на листе;
 графически
правильно
оформлять
работу в тетради;
 определять знак в конце предложения;
 правильно писать графический образ
буквы;
 определять количество звуков в слове;
 определять место звука в слове;
 делить слова на слоги;
 определять ударный слог;
Обучающийся получит возможность:
 дифференцировать понятия «слово» и
«предложение»;
 определять границы предложения;
 научатся выделять главные члены
предложения;
 определять красную строку;
 различать
имена
собственные
и
нарицательные.

Обучающийся научится:
Индивидуальная,
- формулировать тему и главную мысль подгрупповая,
групповая
текста.
- озаглавливать тексты. Работать с опорными
словами.
- находить абзацы в тексте, определять тип

Коррекция недостатков в Учитель
усвоении
математических знаний,
умений и
навыков обучающимися с
ЗПР.

текста
(повествование,
описание,
рассуждение).
Формулировать
тему
и
главную мысль текста. Уметь составлять план
текста (развёрнутый и сжатый).
- излагать (устно и письменно) текст по
составленному плану.
Обучающийся получит возможность:
- применять полученные знания на практике.
Контролировать правильность и полноту
выполнения изученных способов действий.
- оформлять свои мысли в устной и
письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
- слушать и понимать речь
других; пользоваться приёмами
слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые
слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с
одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать
им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять
различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающийся научится:
малая
 запоминать образ цифры и графически (МПГ)
правильно его изображать;
 ориентироваться на листе;
 графически
правильно
оформлять

подгруппа

работу в тетради;
 образовывать числа от 1 до 10;
 решать простые выражения и задачи,
опираясь на личный опыт ребенка и
наглядный или раздаточный материала;
 совершать счетные операции в пределах
20;

Обеспечить
Педагог-психолог
психологическое
сопровождение детей с
ОВЗ

Создание условий для
сохранения и укрепления
здоровья обучающихся с
ОВЗ

Классный
руководитель
Учителяпредметники
Медицинский

Обучающийся получит возможность:
 применять на практике полученные
знания;
 научиться проводить анализ и синтез;
 научиться работать в паре, группе;
 договариваться с
одноклассниками
совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать
им;
Позитивная
динамика
развиваемых Индивидуальная,
параметров.Организация
и
проведение групповая
психологом индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих
занятий,
необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения.
Разработка рекомендаций для педагогов и
родителей по работе с детьми с ОВЗ.
Внедрение здоровьесберегающих технологий
в образовательный процесс Организация и
проведение мероприятий, направленных на

работник
Социальный
педагог

сохранение, профилактику
формирование
навыков
безопасного образа жизни

здоровья
здорового

и
и

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей
по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания,
коррекции, развития и социализации обучающихся.
Субъекты
Ответственный Тематика мероприятия
Виды и формы Сроки
консультирования
организации
деятельности
Учитель,
Нарушение чтения и письма у Лекция-беседа,
ОктябрьУчитель-логопед младших школьников.
консультация,
ноябрь
Возрастные особенности развития мастер-классы
младших школьников

Родители (законные
представители)

Проблемы
толерантности.
Психологические
тренинги
(по
профилактике
и
преодолению
конфликтных ситуаций)
«Особенности
речевого
развития
ребенка»;
«Система
упражнений
по
автоматизации нарушенных звуков».
«Комплекс
упражнений
и
игр
направленных
на
развитие
фонематического слуха»
«Развитие мелкой моторики, через
игры и упражнения в кругу семьи»

Родительские
собрания,
индивидуальные
беседы

Учитель
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Администрация
Педагогпсихолог

Педагогические
работники

Результаты освоения обучающимися с Индивидуальные
ЗПР АООП НОО за
беседы
I полугодие

Январьфевраль

Выступление
на
родительском
собрании,
информирование
об
обучении ребенка с ОВЗ в классе, о его
образовательных потребностях.
Консультация
по
результатам
психодиагностики,
представление
разработанных рекомендаций.
Консультирование родителя ребенка с
ОВЗ, практическая помощь родителям:
решение
проблемных
ситуаций
психологического и педагогического
характера.
Проведение
круглых
столов,
тренингов,
выступлений
на
родительских собраниях, дискуссий,
практикумов
(диалог
между
родителями, развенчивание «мифов» о
детях с ОВЗ, снятие эмоционального
напряжения и сопротивления).

Педагог-психолог Выступление по теме «Особенности Индивидуальные и В течение года
психологического
развития, групповые
обучающегося младшего школьного консультации
возраста» (на педсовете или ином
мероприятии по договоренности с
администрацией школы).

Консультирование
классного
руководителя по теме «Ознакомление
классного
руководителя
с Индивидуальные и
результатами
диагностического групповые
обследования учащегося, выработка консультации
рекомендаций».
Консультирование
классного
руководителя
и
педгруппы,
работающей с обучающимся, на темы
«Выработка
рекомендаций
по
организации
взаимодействия
обучающихся в классе».

Обучающиеся

«Согласование учебно-тематического
Учитель –логопед планирования с учителем»;
«Особенности
речевого
развития
ребенка»
«Профилактика
дисграфии
и
дислексии»
«Развитие коммуникативных умений и
навыков».
Учитель
Разрешение споров, конфликтных
Учитель –логопед ситуаций.
Педагог
психолог

– Тренинги с детьми
По адаптации, снятию эмоционального
напряжения.

В течение года

Содержание коррекционно-развивающей области может быть дополнено
Организацией самостоятельно на
основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся с ЗПР.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией,
исходя из психофизических особенностей
и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР
содержания АООП НОО педагоги, осуществляющиепсихолого-педагогическое
сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы
коррекционной работысоответствующим направлением работы, которое будет
сохранять свою актуальность до момента преодолениявозникших затруднений.
В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении,
взаимодействии сучителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с
ЗПР
направляется
на
комплексное
психолого-медико-педагогическое
обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Основными механизмами реализации программы коррекционной
работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной
организации, обеспечивающее
системное сопровождение обучающихся специалистами различного
профиля;
социальное
партнёрство,
предполагающее
профессиональное
взаимодействие образовательной организации с
внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными
организациями и другими институтами
общества).
Психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
с
ЗПР
осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий
соответствующую профильную подготовку.
Коррекционная работа с обучающимися с ЗПР осуществляется в ходе всего
учебно-образовательного процесса:
― через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход,
несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность
содержания, повторность в обучении, активность и
сознательность в обучении);
― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных
индивидуальных и групповых занятий
(психокоррекционные и логопедические занятия);
― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ЗПР в условияхинклюзивного образования
Коррекционно-развивающее обучение выстроено на системном подходе и,
будучи индивидуально ориентировано накаждого ребёнка, направлено на
обеспечение успешности и качества усвоения знаний, общее развитие
обучающихся,решение
коррекционно-развивающих
задач
на
основе
междисциплинарного взаимодействия специалистов.
В МАОУ СОШ № 9 создан психолого-медико-педагогический консилиум
(ПМПк) с целью специализированнойпомощи учащимся, родителям и педагогам.
Основное содержание деятельности консилиума заключается в организации
и проведении комплексного изученияличности ребёнка, выявлении актуального
уровня и особенностей развития познавательной деятельности,потенциальных
(сохранных)
возможностей
ребёнка,
выборе
дифференцированных
педагогических условийкоррекционного воздействия, адекватных развитию
ребёнка образовательных программ.
Задачи школьногоПМПк:
- специальное педагогическое изучение (логопедическое, психологическое)
обучающихся;
- разработка форм взаимодействия коллектива специалистов ПМПк;
- разработка коррекционных программ учителем-логопедом, педагогомпсихологом, их согласование с учебными программами;
- анализ успешности усвоения учебного материала;
- анализ полученных результатов работы по интеграции обучающихся на
массовые формы обучения.

3. Организационный раздел

Система специальных условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития

Особенности
организации
образования

Специальные

Учет
работоспособности
и
особенностей
психофизического развития обучающихся с ОВЗ:
- замедленность темпа обучения;
- упрощение структуры учебного материала в
соответствии
с
психофизическимивозможностями
ученика;
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного
материала;
- дробление большого задания на этапы;
- поэтапное разъяснение задач;
- последовательное выполнение этапов задания с
контролем/самоконтролем каждогоэтапа;
- осуществление повторности при обучении на всех
этапах и звеньях урока;
- повторение учащимся инструкций к выполнению
задания;
- предоставление дополнительного времени для сдачи
домашнего задания;
- сокращенные задания, направленные на усвоение
ключевых понятий;
- сокращенные тесты, направленные на отработку
правописания работы;
- предоставление
дополнительного
времени
для
завершения задания;
- выполнение диктантов в индивидуальном режиме;
максимальная опора начувственный опыт ребенка, что
обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- максимальная опора на практическую деятельность и
опыт ученика; опора на болееразвитые способности
ребенка.
Охранительный режим:
- создание климата психологического комфорта;
- предупреждение психофизических перегрузок;
- введение достаточной продолжительности перемен (не
менее 10 минут между урокамии 20 минут - после
третьего урока, проведение динамического часа);
особое оформление классных комнат, которое
должно
учитывать
спецификувосприятия
и
работоспособности обучающихся с ОВЗ).
Образовательные потребности:

условия получения - в побуждении познавательной активности для
формирования устойчивойпознавательной мотивации;
образования
- в
расширении
кругозора,
формировании
разносторонних понятий и представлений обокружающем
мире;
- в
совершенствовании
психических
процессов
(внимания,
зрительного,
слухового,тактильного
восприятия, памяти и пр.);
- в формировании/развитии у детей целенаправленной
деятельности, функцийпрограммирования и контроля
собственной деятельности;
- в совершенствовании общих интеллектуальных умений
(операций анализа, сравнения,обобщения, выделения
существенных
признаков
и
закономерностей,
гибкостимыслительных процессов);
- в развитии личностной сферы - развитие и укрепление
эмоций, воли, выработка навыков произвольного
поведения,
волевой
регуляции
своих
действий,самостоятельности и ответственности за
собственные поступки;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов
конструктивного общения ивзаимодействия (с членами
семьи,
со
сверстниками,
с
взрослыми),
в
формированиинавыков
социально
одобряемого
поведения,
максимальном
расширении
социальныхконтактов;
- в
усилении
регулирующей
функции
слова,
формировании способности к речевомуобобщению, в
частности, в сопровождении речью выполняемых
действий;
в сохранении, укреплении соматического и
психического
здоровья,
в
поддержанииработоспособности,
предупреждении
истощаемости,
психофизических
перегрузок,эмоциональных срывов.
1. Формирование
устойчивой
познавательной
Основные
мотивации, стимуляция познавательной активности.
направления
2. Развитие восприятия различной модальности.
психолого3. Развитие внимания.
педагогического
4. Развитие всех видов памяти (слухо-речевой памяти).
сопровождения
5. Развитие мыслительных процессов.
детей
с
6. Развитие языковых и речевых средств.
задержкой
7. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
психического
8. Развитие произвольной деятельности.
развития
9. Развитие
эмоционально-волевой
сферы:

(дошкольного и
школьного
возраста)

целеполагание,
планирование
и
прогнозирование
деятельности.
10. Развитие контроля и самоконтроля, оценивания и
самооценивания.
11. Формирование
осознанной
саморегуляции
познавательной деятельности и поведения.
12. Развитие пространственной ориентировки.
13. Формирование способности к самостоятельной
организации собственной деятельности и осознанию
возникающих
трудностей.
Формирование
умения
запрашивать и использовать помощь взрослого.
14. Специальное обучение «переносу» сформированных
знаний и умений в новые ситуации.
15. Развитие и отработка средств коммуникации, приемов
конструктивного общения и взаимодействия.
16. Формирование навыков социально одобряемого
поведения, максимальное расширение социальных
контактов.
17. Формирования
социально
активной
позиции,
нравственных и общекультурных ценностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».