ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по географии для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП
ООО ЗПР), Примерной рабочей программы основного общего образования
«География», Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Примерная рабочая программа даёт представление о целях обучения,
воспитания и развития обучающихся ЗПР средствами учебного предмета
«География» ; даёт примерное распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения
с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
возрастных и
психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, требований к результатам
обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География»
обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков
применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся
научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных
знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному
и социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении
представлений о целостной научной картине природного и социокультурного
мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой,
обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между
деятельностью человека и состоянием природы.
Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию
своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения,
жизненного самоопределения и формирования российской гражданской
идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для
патриотического,
интернационального и
экологического
воспитания
обучающихся с ЗПР.
Овладение учебным предметом «География» представляет определенную
трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний,
пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной
организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом
(определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание
программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность
обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения,
обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования
возможностей совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных
связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал
возможно давать в ознакомительном плане.
Цели и задачи изучения учебного предмета «География»
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают специфические
особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Примерной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в
формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере,
сущности и динамике главных природных, экологических, социальноэкономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих
в географическом пространстве России и мира; понимании главных
особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития, значении охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:
формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли
в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира и их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи
охраны окружающей среды и рационального пользования;
формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего
места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и
адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний
о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве
и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том
числе экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» строится на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с
ЗПР.
Важнейшим
является
соблюдение
индивидуального
и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции,
умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов:
преодоление речевого недоразвития на материале курса географии
(накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами
речевой деятельности);
использование
и
коррекция
самостоятельно
приобретенных
обучающимися
представлений
об
окружающей
природной
действительности, дальнейшее их развитие и обогащение;
учет индивидуальных особенностей и интересов;
создание комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, повышения познавательной активности обучающихся с
ЗПР;
создание
здоровьесберегающих
условий
(оздоровительный
и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого
материала.
Изучение своего края обеспечивает режим «включенности» обучающегося
в сюжет урока, и потому краеведческая составляющая в содержании географии
обладает высокими мотивирующими качествами.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает
достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и
познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического
потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания
образования.
Большое внимание уделяется отбору учебного материала в соответствии с
принципом доступности при сохранении общего базового уровня.
Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что
способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний
обучающимися с ЗПР. Также в программе предусмотрено включение отдельных
тем или целых разделов для обзорного или ознакомительного изучения.
Определение количества часов на изучение отдельных тем зависит от
контингента обучающихся класса.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР.
Усиливаются виды деятельности, специфичные для данной категории
обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования
по предмету «География»: усиление предметно-практической деятельности;
чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные
системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении
материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы,
схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы
используются опорные слова и клише.
Уделяется
внимание
обучению
структурированию
материала:
составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными
основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
На уроках географии используется метод практических работ, работа с
атласом и контурными картами, которые способствует развитию и коррекции
мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной ориентировки
и активизации познавательной деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении
географии:
работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научно-популярной
информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти ответ на
вопрос);
воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием
опорных слов, понятий, инструкций, плана);
работа с определениями, свойствами и другими географическими
понятиями;
работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами, схемами,
таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
составление плана помещения, местности по описанию или заданным
параметрам;
работа со справочными материалами, различными источниками
информации, словарем терминов;
конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в
основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной
программе основного общего образования, Примерной адаптированной
основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится по одному часу в
неделю в 5 - 9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ
Введение. География – наука о планете Земля
Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как
география изучает объекты, процессы и явления.
Тема 1. История географических открытий
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет,
Древняя Греция, Древний Рим). Появление географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов,
древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие
Нового света – экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание
экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта
мира после эпохи Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски Южной Земли – открытие
Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.
Первая русская кругосветная экспедиция (И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф.
Лисянский). (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева –
открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего
времени. (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение
высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев
атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение
освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические
методы исследования Земли.
Практические работы
1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в
разные периоды.
РАЗДЕЛ 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Тема 1. Планы местности
Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки.
Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности.
Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.
Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по
плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города,
туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы
местности в мобильных приложениях) и области их применения.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по плану местности.
Тема 2. Географические карты
Различия глобуса и географических карт.
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и
нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и
географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение
расстояний по глобусу.
Разнообразие географических карт и их классификации. Изображение на
физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в
жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана
местности и географической карты. Профессия картограф.
Практические работы
1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.
2. Определение географических координат объектов и определение
объектов по их географическим координатам.
РАЗДЕЛ 3. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма,
размеры Земли, их географические следствия
Движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг
Солнца.
Неравномерное распределение солнечного света и тепла на
поверхности Земли. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси.
Смена дня и ночи на Земле.
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 1. Литосфера – каменная оболочка Земли
Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро,
мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.
Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия
внутренних и внешних сил.
Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Формы рельефа суши:
горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира.
Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по
площади равнины мира.
Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.
Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней
экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа
1. Описание горной системы или равнины по физической карте.
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой круговорот
воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. Способы изображения на
географических картах океанических течений, солёности и температуры вод
Мирового океана на картах. Мировой океан и его части. Движения вод Мирового
океана.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и
водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и
бессточные.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания и использования. Условия образования
межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера. Использование человеком энергии воды.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение
атмосферы.
Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его
возникновения. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их
виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация
человека к климатическим условиям.
Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения климата.
Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни
Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. Профессии биогеограф и
геоэколог. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление
живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Жизнь в Океане.
Изменение животного и растительного мира Океана с глубиной и
географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе.
Природные комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле.
Почва, её строение и состав.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые
территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность,
зональность, ритмичность — и их географические следствия.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки,
океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного
рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные
ископаемые. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью
выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности
распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле.
Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические
(экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие климата на Земле, климатообразующие факторы.
Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной
хозяйственной деятельности людей на климат Земли.
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и Северный
Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как
самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические
течения. Влияние тёплых и холодных океанических течений на климат.
Образование льдов в Мировом океане. Жизнь в Океане, закономерности её
пространственного распространения. Основные районы рыболовства.
Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы
1. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких
источников географической информации.
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Размещение и плотность населения.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая
классификация народов мира. Мировые и национальные религии.
Хозяйственная деятельность людей, основные её виды: сельское хозяйство,
промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные комплексы.
Многообразие стран, их основные типы. Профессия менеджер в сфере туризма,
экскурсовод.
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История
открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта.
Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение человеком
Антарктиды.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения. Географическое
положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод и
определяющие их факторы. Зональные и азональные природные комплексы.
Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и численности
населения страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека.
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в
использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная
гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества.
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ
Тема 1. История формирования и освоения территории России
История освоения и заселения территории современной России в XI–XVI
вв. Расширение территории России в XVI–XIX вв. Русские первопроходцы.
Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.
Тема 2. Географическое положение и границы России
Государственная
территория
России.
Территориальные
воды.
Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное
пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона
Российской Федерации. Географическое положение России.
Виды
географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее
зарубежье. Моря, омывающие территорию России.
Тема 3. Время на территории России
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное,
поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа
1. Определение различия во времени для разных городов России по карте
часовых зон.
Тема 4. Административно-территориальное устройство России.
Районирование территории
Федеративное
устройство
России.
Субъекты
Российской
Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов
Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод
географических исследований и территориального управления. Виды
районирования территории.
Практическая работа
1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных
округов и макрорегионов с целью выявления состава и особенностей
географического положения.
РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА РОССИИ
Тема 1. Природные условия и ресурсы России
Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных
ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России.
Принципы рационального природопользования и методы их реализации.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Основные этапы формирования земной коры на территории России.
Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты.
Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа
и особенности их распространения на территории России. Зависимость между
тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных
ископаемых по территории страны.
Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.
Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Антропогенные
формы рельефа. Особенности рельефа своего края.
Практические работы
1.Нанесение на контурную карту основных месторождений полезных
ископаемых.
Тема 3. Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России. Влияние географического
положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на
климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы
воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение
температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России.
Коэффициент увлажнения.
Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики.
Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Карты погоды. Изменение
климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние
климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы
Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам
океанов. Главные речные системы России. Роль рек в жизни населения и
развитии хозяйства России.
Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники.
Многолетняя мерзлота.
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны
Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные
зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы
России. Изменение почв различных природных зон в ходе их хозяйственного
использования. Меры по сохранению плодородия почв.
Высотная поясность в горах на территории России.
Особо охраняемые природные территории России и своего края. Объекты
Всемирного природного наследия ЮНЕСКО; растения и животные, занесённые
в Красную книгу России.
РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ
Тема 1. Численность населения России
Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы,
определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение
населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и
их географические различия в пределах разных регионов России.
Геодемографическое положение России. Основные меры современной
демографической политики государства. Общий прирост населения. Миграции
(механическое движение населения).
Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России
Географические особенности размещения населения: их обусловленность
природными, историческими и социально-экономическими факторами.
Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности
территории. Различия в плотности населения в географических районах и
субъектах Российской Федерации. Урбанизация в России. Крупнейшие города и
городские агломерации. Классификация городов по численности населения.
Функции городов России.
Тема 3. Народы и религии России
Россия – многонациональное государство. Крупнейшие народы России и их
расселение. География религий. Объекты Всемирного культурного наследия
ЮНЕСКО на территории России.
Тема 4. Половой и возрастной состав населения России
Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура
населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации
и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды.
Тема 5. Человеческий капитал России
Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила.
Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории
страны. Географические различия в уровне занятости населения России и
факторы, их определяющие. Качество населения и показатели,
характеризующие его ИЧР и его географические различия.
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и развития.
Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития её
хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов.
Экономические карты.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место
России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов.
Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии.
Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их
особенности и доля в производстве электроэнергии.
Практические работы
1. Нанесение на контурную карту основных месторождений ТЭК и
крупнейших электростанций.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии
производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий
разных отраслей металлургического комплекса.
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные
районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение
отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы
развития машиностроения России.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
Место России в мировом производстве химической продукции.
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве
продукции
лесного
комплекса.
Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы
размещения предприятий.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав,
место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные
угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география
основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. Пищевая промышленность и охрана окружающей
среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. Лёгкая промышленность и охрана окружающей
среды.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение
отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания,
рекреационное хозяйство – место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской,
внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и
трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности
сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса.
Практические работы
1. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства.
Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития
(ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды.
РАЗДЕЛ 5. РЕГИОНЫ РОССИИ
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской
части России, Урал. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов
Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным
источникам информации.
Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического
развития; их внутренние различия.
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. Государственная
программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации».
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия в системе международного географического разделения труда.
Россия в составе международных экономических и политических организаций.
Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС.
Значение для мировой цивилизации географического пространства России
как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия России.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля по предмету предусмотрен
контроль знаний в различных формах.
Виды и формы контроля:
устный опрос в форме беседы, сообщение с опорой на план;
тематическое тестирование;
практические работы;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания,
индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися
каждой темы и тематического раздела в целом. Она проходит в виде опросов,
выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом. Основная
функция текущей проверки заключается в диагностировании знаний и умений,
приобретенных обучающимися с ЗПР.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения
обучающимися программного материала по географии на конец учебного года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
ценностное
отношение
к
достижениям
российских
ученыхисследователей;
способность к осознанию своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества;
формирование
мотивации
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности;
формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками и
взрослыми в ходе образовательной деятельности;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе географических знаний;
знание основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически
ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
понимание активного неприятия действий, приносящих вред окружающей
среде;
участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей
формирование представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве, адекватной возрасту обучающегося.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на
алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели
географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
определять возможные источники необходимых географических сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,
причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного информационного поиска;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и
форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на
примере экологических знаний);
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Знать и применять систему знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, осознавать после предварительного анализа роль
географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды
на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе
задачи устойчивого развития под руководством педагога; понимать и уметь
объяснять с опорой на ключевые слова роль и место географической науки в
системе научных дисциплин;
знать и применять базовые знания об основных географических
закономерностях, определяющих развитие человеческого общества с древности
до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и
культурной сферах;
владеть
базовыми
географическими
понятиями
и
знаниями
географической терминологии, уметь их использовать для решения учебных и
практических задач;
уметь сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы
на основе выделения их существенных признаков с опорой на алгоритм учебных
действий;
классифицировать географические объекты и явления на основе их
известных характерных свойств с помощью учителя или с опорой на карту;
устанавливать на основе алгоритма учебных действий и/или после
предварительного анализа взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами, реально
наблюдаемыми географическими явлениями и процессами;
использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни,
положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве с опорой
на план, ключевые слова;
объяснять после предварительного анализа влияние изученных
географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество
окружающей его среды;
выбирать с помощью учителя и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения
учебных, практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных
действий, а также практических задач в повседневной жизни;
ориентироваться
в
источниках
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий качественные
и количественные показатели, характеризующие географические объекты,
процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам
разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую,
взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
уметь представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты,
таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов с использованием плана, презентации (с использованием источников
дополнительной информации (картографических, Интернет-ресурсов);
уметь
оценивать
после
предварительного
анализа
характер
взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных
географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи
геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды
своей местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере
экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и
финансового благополучия.
Учебно – тематическое планирование
6 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Название темы
Состав и строение гидросферы.
Мировой океан
Реки
Озера.
Болота и ледники
Подземные воды
Гидросфера и человек
Работа с картой (нахождение водных географических объектов)
Состав и строение атмосферы
Тепло в атмосфере
Климатические пояса
Атмосферное давление.
Кол-во
часов
1
1
2
1
1
1
1
2
1
2
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Итого
Решение задач на определение атмосферного давления
Ветер
Виды осадков и облака
Влага в атмосфере
Построение графиков, расчет ср.суточной температуры, амплитуды
колебания температуры
Атмосфера и человек
Самостоятельная работа по пройденным темам
Биосфера-земная оболочка
Почвы
Географическая оболочка.
Природные зоны
Культурные ландшафты
Охрана природы
Повторение пройденного материала и работа с картами
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
2
1
1
3
34
7 класс
Название раздела и темы
№
п/п
1 Введение
2 Что изучает география материков и океанов
Океаны
3 Океаны: Атлантический, Северный Ледовитый
4 Океаны: Тихий, Индийский
Африка
5 Географическое положение, рельеф, климат
6 Природа Африки
7 Практическая работа на контурной карте по пройденным темам
8 Население, государства и их столицы
9 Контрольная работа по теме «Африка»
Австралия
10 Географическое положение, очертания берегов, острова и полуострова
11 Разнообразие рельефа, климата и природных условий. Практическая работа
на контурной карте
12 Флора и фауна. Охрана природы.
13 Население, Австралийский союз. Океания.
Антарктида.
14 Географическое положение. Южный полюс.
15 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.
16 Разнообразие рельефа и климата. Флора и фауна. Охрана природы.
Южная Америка
17 Открытие Америки. Географическое положение. Разнообразие рельефа и
климата.
Колво
часов
2
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
Флора и фауна тропиков.
Флора и фауна степей и пустынь.
Население. Бразилия.
Контрольная работа по теме «Ю.Фмерика»
Северная Америка
22 Географическое положение. Острова и полуострова.
23 Разнообразие рельефа и климата. Обозначение рельефа на к/к.
24 Реки и озера. Работа с к/к.
25 Флора и фауна. Население и государства.
26 Население и государства. США. Повторение темы С.Америка
Евразия.
27 Географическое положение. Части света: Европа, Азия
28 Очертания берегов, крупнейшие острова полуострова. Практическая работа
на к/к
29 Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
30 Климат Евразии.
31 Реки и озера.
32 Флора и фауна.
33 Население Евразии.
34 Итоговая контрольная работа.
Итого:
18
19
20
21
1
1
1
1
5
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
34
8 класс
№ п/п
1
2
Название раздела и темы урока
Географическое положение России
Рельеф и полезные ископаемые
Количество
часов
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
16
17
Солнечная радиация. Виды радиации.
Атмосферная циркуляция. Атмосферное давление
Зима и лето в нашей стране
Как живем и работаем в нашем климате
Наши моря
Наши реки. Работа с контурной картой
Где спрятана вода
Водные дороги и перекрестки
Почва
Флора и фауна
Экологическая ситуация
Экологическая безопасность
Природно-территориальные комплексы. Работа с контурной
картой
Северные безлесные зоны
Лесные зоны
18
Лесостепи и степи
1
19
Южные безлесные зоны
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
1
20
Субтропики. Высотная пояность
1
21
Великие равнины
1
22
Горный каркас
1
23
Урал. Работа с картой
1
24
Знакомство с родным краем. Свердловская область
2
25
Природа области
2
26
Регионы многолетней мерзлоты
1
27
Экзотика России
1
28
Повторение и закрепление
3
Итого:
34
9 класс
№ п/п
1
2
Название раздела и темы урока
Введение
Районирование России
Количество
часов
1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Особенности экономики России
Топливно-энергетический комплекс. Электроэнергетика
Черная металлургия. Цветная металлургия
Машиностроение
Химическая промышленность
Лесопромышленный комплекс
Сельское хозяйство
Транспорт и сфера услуг
Центральная Россия: освоение территории и население
Хозяйство Центральной России
Северо-Запад: «окно в Европу» Северо-Запад: хозяйство
Санкт-Петербург — вторая столица России
Европейский Север: освоение территории и население
Европейский Север: хозяйство и проблемы
Северный Кавказ: освоение территории и население
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
Северный Кавказ: хозяйство и проблемы
1
19
Поволжье: освоение территории и население
1
20
Поволжье: хозяйство и проблемы
1
21
Урал: освоение территории и хозяйство
1
22
Урал: население и города
1
23
Работа с контурной картой
1
24
Свердловская область ГП и ЭГП
1
25
Свердловская область(хозяйство)
1
26
Проверочная работа по теме «Свердловская область»
1
27
1
28
Сибирь.
Пространство Сибири. Сибирь: освоение территории и население
Сибирь: хозяйство
29
Западная Сибирь Восточная Сибирь
1
30
1
31
Пространство Дальнего Востока. Дальний Восток: освоение
территории и население
Дальний Восток: хозяйство и перспективы
32
Соседи России (Прибалтика и запад)
1
1
33
Соседи России(закавказье)
1
1
34
Соседи России(Азиатские соседи) СНГ
1
Итого:
34