Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ф.Картография история 5-е (2025-2026)

Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Картография: История»
для учащихся 5-го класса составлена на основе требований к результатам
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном стандарте общего образования второго поколения
примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные
идеи и положения Образовательной программы основного общего
образования.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых
исторических понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний
учащимися курса «История»;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к
предмету;
- отработка умения получать социальную информацию из
разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для
решения задач
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

работа с различными источниками социальной информации,
включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы
Интернета);

критическое восприятие и осмысление разнородной социальной
информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных
явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и
оценочных суждений;

анализ явлений и событий, происходящих в Древности;

решение
проблемных,
логических,
творческих
задач,
отражающих актуальные проблемы современности.
Формы
организации
занятий:
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии,
эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение,
анализ материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе.
Средства: схемы, таблицы, иллюстративный материал, диаграммы,
алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, анализ
документов и другое.
Формы и методы контроля образовательного результата.
После прохождения курса обучающимся предстоит написать
диагностическую работу, в которой обучающиеся сами определяют объем
правильно выполненной работы (100-90% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).

Планируемые результаты:
Личностные:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
2) в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
3) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; уважение к культуре своего и других
народов;
4) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
5) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания
истории значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших в
прошлом и современных профессий;
6) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического
опыта взаимодействия людей с природной средой; готовность к участию в
практической деятельности экологической направленности;
7) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и
природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1. Базовые логические действия
 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)

 Устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи
 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов
 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы
о взаимосвязях
 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев)
2. Базовые исследовательские действия
 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей
объектов между собой
 Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования (эксперимента)
 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного
наблюдения,
опыта,
исследования;
владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений
 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно
устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других; аргументировать свою
позицию, мнение
3. Работа с информацией
 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев
 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные
аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках

 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями
 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
Коммуникативные УУД
1. Общение
 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах
 В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций
 Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления
с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов
 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; распознавать
невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения
2. Совместная деятельность
 Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы
при решении
конкретной
проблемы,
обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких человек,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад

1.




2.




3.


4.


каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой
Регулятивные УУД:
Самоорганизация
Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений
Ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой); составлять план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение
Самоконтроль
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии
Вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей
Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие
результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект
Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на
место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций
Принятие себя и других
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое
право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность
контролировать все вокруг

Предметные:
1. Знание хронологии, работа с хронологией
 Объяснять смысл основных хронологических понятий («век»,
«тысячелетие», «до нашей эры», «наша эра»)
 Называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате
устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию

 Определять длительность и последовательность событий, периодов
истории Древнего мира; вести счет лет до нашей эры и нашей эры
 Определять современников исторических событий, явлений, процессов
истории Древнего мира
2. Знание исторических фактов, работа с фактами
 Указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий истории Древнего мира
 Группировать, систематизировать факты по заданному признаку
3. Работа с исторической картой
 Находить и показывать на исторической карте природные и
исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху
первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций
и государств, места важнейших исторических событий), используя
легенду карты
 Устанавливать на основе картографических сведений связь между
условиями среды обитания людей и их занятиями
 Характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические
события, явления, процессы истории Древнего мира
 Сопоставлять информацию, представленную на исторической карте
(схеме), с информацией из других источников
4. Работа с историческими источниками
 Называть и различать основные типы исторических источников
(письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры
источников разных типов
 Различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники,
созданные в последующие эпохи; приводить примеры
 Извлекать из письменного источника исторические факты (имена,
названия событий, даты и другие); находить в визуальных памятниках
изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную
идею) высказывания, изображения
 Соотносить извлеченную из исторического источника по древней
истории информацию с информацией из других источников при
изучении исторических событий, явлений, процессов
 Привлекать контекстную информацию при работе с историческими
источниками по истории Древнего мира
 Анализировать текстовые, визуальные источники исторической
информации по истории Древнего мира
 Представлять историческую информацию по истории Древнего мира в
виде таблиц, схем, диаграмм
5. Историческое описание (реконструкция)
 Характеризовать условия жизни людей в древности
 Рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об
исторических событиях, явлениях, процессах древней истории, их
участниках

 Рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых
моментах их биографии, роли в исторических событиях)
 Давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и
древнейших цивилизаций
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений
 Раскрывать существенные черты и характерные признаки исторических
событий, явлений, процессов истории Древнего мира (государственное
устройство древних обществ, положение основных групп населения,
религиозные верования людей в древности и другое)
 Сравнивать исторические события, явления, процессы, определять их
общие черты и различия
 Иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами
 Объяснять причины и следствия важнейших событий, явлений,
процессов древней истории; характеризовать итоги и историческое
значение событий
 Выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в
эпоху Древнего мира
 Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого
 Излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней
истории, приводимые в учебной литературе
 Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам
людей прошлого, к памятникам культуры
 Аргументировать собственную или предложенную точку зрения на
события и личностей древней истории с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов
8. Применение исторических знаний
 Владеть историческими понятиями древней истории и использовать их
для решения учебных и практических задач
 Раскрывать значение памятников древней истории и культуры,
необходимость сохранения их в современном мире
 Осуществлять поиск исторической информации в справочной
литературе, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
для решения познавательных задач
 Выполнять учебные проекты по истории первобытности и Древнего
мира (в том числе с привлечением регионального материала); оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение – 1 час

Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
Первобытность – 2 час
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека.
Первобытность на территории России. Заселение территории нашей
страны человеком. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Условия
жизни и занятия первобытных людей.
Овладение огнем. Орудия и жилища первобытных людей.
Появление
человека
разумного.
Охота
и
собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление
ремесел. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Развитие
обмена и торговли. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Появление
первого в мире колесного транспорта.
Переход от родовой к соседской общине. Появление знати.
Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем
железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных
взаимовлияний.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
Древний Мир – 5 часов
Древний мир. Древний Восток
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта
Древнего мира. Понятие «Древний Восток». Карта древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян.
Возникновение государственной власти. Объединение Египта.
Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и
повинности населения. Рабы. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел.
Хозяйство Древнего Египта в середине 2 тыс. до н.э. Египетское войско.
Отношения Египта с соседними народами.
Тутмос III. Завоевательные походы фараонов. Могущество Египта при
Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и
жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Пирамиды и гробницы. Храмы

Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф. Шампольона.
Образование.
Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения.
Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Научные открытия древних шумеров. Религиозные
верования. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Усиление
Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей Финикии: развитие
ремёсел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская
колонизация. Изобретения финикийцев. Финикийский алфавит.
Палестина и её население. Возникновение Израильского государства.
Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Ассирия. Персидская держава
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы.
Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Возникновение Персидского государства. Завоевания персов.
Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и
сатрапии, управление империей. Религия персов. Дербент - один из
старейших городов на территории современной России.
Древняя Индия. Древний Китай
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие
города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев.
Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и
условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной
империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление
династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий
шёлковый путь.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Религиозно-философские учения Древнего Китая. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев.

Древняя Греция – 3 часа
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие
государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Верования древних греков. Пантеон Богов. Взаимоотношения Богов и
людей.
Троянская война. Вторжение дорийских племён. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъём хозяйственной жизни после «тёмных веков». Развитие
земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство.
Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Народы,
проживавшие на территории современной России до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Фанагория. Киммерийцы. Скифское царство в Крыму. Сарматы. Боспорское
царство.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена,
их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию.
Битва при Марафоне, её значение. Усиление афинского могущества;
Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в
Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле.
Хозяйственная жизнь.
Культура Древней Греции
Греческое искусство: архитектура, скульптура, живопись. Афинский
акрополь. Храмы и жрецы. Повседневная жизнь и быт древних греков.
Школа и образование. Литература. Развитие наук. Греческая философия.
Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Коринфский союз.
Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы
Александра Македонского.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического
мира. Александрия Египетская.

Древний Рим – 3 часа
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности.
Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании
Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи.
Управление и законы. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание
Римом Италии. Римское войско.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение
Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъём сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную
реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия,
итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы.
Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах.
Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура.
Расцвет и падение Римской империи. Культура Древнего Рима
Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Римское
гражданство. Римская литература, золотой век поэзии.
Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя:
территория, управление.
Возникновение и распространение христианства.
Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Развитие
наук. Римское право. Римские историки. Ораторское искусство; Цицерон.
Повседневная жизнь в столице и провинциях.
Император Константин I, перенос столицы в Константинополь.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало
Великого переселения народов.
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
История - 2
История родного края. Возникновение первых поселений на
территории нашего края. Память народа России о Великой Отечественной
войне. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Диагностическая работа - 1 час

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема
Введение. Историческая Хронология.
Историческая карта
Происхождение, расселение и эволюция
древнейшего человека
Древнейшие земледельцы и скотоводы.
Переход от присваивающего хозяйства к
производящему. Развитие обмена и торговли.
Понятие и хронологические рамки истории
Древнего мира. Карта древневосточного мира
Древний Египет
Древние цивилизации Месопотамии
Ассирия. Персидская держава
Древняя Индия. Древний Китай
Природные условия Древней Греции.
Верования древних греков
Греческое искусство: архитектура, скульптура,
живопись
Военные походы греков
Возникновение Римского государства
Поздняя Римская республика. Гражданские
войны
Расцвет и падение Римской империи. Культура
Древнего Рима
Возникновение первых поселений на
территории нашего края.
Память народа России о Великой
Отечественной войне
Диагностическая работа.

К-во часов
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».