Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта, на основании учебной программы по истории для учащихся
5-8 классов.
Программа адресована учащимся с пятого по восьмой класс МАОУ СОШ №9 и
рассчитана на четыре года: 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе, 17 часов в 7 классе и
17 часов в 8 классе. Согласно Федеральному образовательному стандарту основного
общего образования предметные результаты по учебному предмету «История» должны
обеспечивать в том числе и умение читать и анализировать историческую карту/схему.
Актуальность.
Как
показывает
практика, вопрос
об
организации
целенаправленной педагогической деятельности по формированию картографических
умений школьников при обучении истории чрезвычайно актуален (традиционно задания
ВПР и Единого государственного экзамена по истории, предполагающие анализ
исторической карты/схемы, вызывают известную трудность у учащихся). Для выполнения
заданий на работу с исторической картой (схемой), вызывающих трудности у
обучающихся, необходимо уметь проводить атрибуцию карты (схемы), определять
события, явления, процессы, которым посвящена карта (схема), соотносить карту (схему)
с определенным историческим периодом и т.п., работать с картографической
информацией, использовать контекстные знания.
Исторические карты в процессе обучения истории обеспечивают реализацию
нескольких функций: информационную, обучающую, развивающую, контрольную.
Особенности курса. Курс «Картография» для 5 -8 классов разработан с учётом
возрастных особенностей детей, потому что он способствует формированию у них
пространственных представлений. Школьники данного возраста охотно выходят работать
с картой, но часто путаются в условных обозначениях, не всегда осознают, что карта – это
большая помощница для ответа. Курс знакомит с существующими алгоритмами действий
при работе с картой, помогает сформировать у детей потребность работы с этим
наглядным учебным пособием, учит ориентироваться в пространстве исторической карты,
повышает уровень познавательного интереса и активности. Значительное внимание также
уделяется формированию компетенций поиска по карте, чтению карты, описанию
условий, анализа и интерпретации информации, полученной из легенды карты. Опираясь
на карту, ребята могут самостоятельно предположить, какие условия жизни у жителей
данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.
В последнее время в нашей жизни произошли большие изменения: изменились
запросы общества, в образовательный процесс внедрены инновационные компьютерные
технологии, поэтому не достаточно просто вооружить ребенка фиксированным набором
знаний, необходимо сформировать у него умение и желание самостоятельно учиться всю
жизнь, применять знания на практике, активно использовать картографическую
наглядность: карты, картосхемы, контурные карты; игровые ситуации, воображаемые
путешествия, как наиболее способствующие развитию мыслительной деятельности
учащихся и их интеллектуальных способностей.
Работа с исторической картой является одной из форм деятельности учащихся на
уроке истории. В связи с этим для решения данной задачи больше всего подходит
системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в
самостоятельную учебную деятельность, самостоятельно проходя свой индивидуальный
путь познания.
Несмотря на то, что исторические карты создаются на географической основе, у
них есть определенная специфика.
и
Во-первых, исторические карты содержат минимум географической информации
концентрируют
внимание
учащихся
на
политического и культурного развития общества.
событиях
социально-экономического,
Во-вторых, на исторических картах цветовые выделения приобретают иное
значение, чем на географических.
В-третьих, исторические карты отражают «динамику» – развитие событий и
процессов: посредством разного рода условных обозначений на исторических картах
демонстрируются изменения территорий государств, направления движения войск,
торговых караванов, экспедиций и др.
Наконец, историческая карта служить средством развития мыслительных
способностей учащихся. Разнообразные задания по исторической карте, а также
индивидуальная или групповая работа учащихся, позволяет сохранить интерес к работе с
картографическим материалом, формирует картографические знания и умения учащихся,
а в сочетании с другими видами информации развивает познавательный интерес к
изучению предмета.
Цели и планируемые результаты
Цель обучения: формирование пространственных представлений у учащихся, так
как все исторические события рассматриваются и во времени, и в пространстве.
Педагогическая задача учителя на уровне основного общего образования
заключается в том, чтобы сформировать
и систематизировать пространственные
представления обучающихся, а сформированные умения довести до уровня устойчивых
навыков.
Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд
методических приемов:
«путешествие по карте»: ребятам предлагает двигаться по течению рек,
пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
Например, составить
маршрут финикийского купца.
«оживление» карты - прикрепление силуэтов, фигурок способствует
приём ознакомления с легендой карты. Ученик не должен беспомощно и
запоминанию мест исторических событий.
бессистемно искать тот или иной нанесённый на карту значок; направлять подобные
поиски – задача учителя.
прием локализации исторических событий для решения проблемных и
творческих заданий. Например: Определите с помощью карты, в каких районах земли в
качестве денег X-IV тысячи лет тому назад могли использовать морские раковины, а где
шкурки пушных зверьков?
игра «Собери карту» из фрагментов разрезанных карт.
творческие задания: составить маршрут, проложить путь, спрогнозировать
«найди ошибку» в схеме сражения.
исход битвы и др.
Планируемые результаты обучения
Данный предметный результат традиционно считается одним из важнейших при
изучении истории в школе, так как исторические карты позволяют:
«локализовать» исторические события, т. е. отнести их к конкретному пространству и
географической среде, без знания которых многие исторические факты и события не
могут быть поняты;
наглядно представить сложные исторические явления и процессы, например, крупные
передвижения людей (расселение племен и народов, военные походы, завоевания,
освоение и колонизация территорий и др.); границы государств, административно
территориальное
устройство
государств
и
их
изменения;
экономического, политического развития различных стран и пр.;
процессы
социально-
развивать способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках
рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике,
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
взаимосвязи и взаимообусловленности.
5 класс:
Должны быть сформированы умения:
читать и использовать для получения информации легенду исторической карты/схемы;
находить на карте/схеме объекты, обозначенные условными знаками, включенными в
узнавать,
легенду карты/схемы, показывать и называть эти объекты;
показывать
(географические
и
объекты,
называть
территории
изучаемые события (явления, процессы);
обозначенное
расселения
на
народов,
карте
пространство
государства
и
др.),
соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
заполнять контурную карту, используя атлас, настенную, электронную карту, карту в
учебнике и т. п., по предложенным заданиям.
Содержание картографических знаний и умений:
Класс
Знания
Умения
5
Знакомство
с
системой
Пользоваться картой как источником
История условных
обозначений знаний – на основе легенды извлекать
древнего (легендой) исторической карты;
информацию о географическом положении
мира
представления об условности различных стран и вытекающих из него
отражения
исторических занятии людей;
объектов на карте (например,
описывать
границы
государства,
показ изменения границ древних направления военных походов;
государств
в
рамках
показывать на исторической карте
оговорённого на карте периода); местонахождение древнейших цивилизаций
знакомство с картосхемой и её и государств, торговых путей, мест
условными обозначениями;
сражений и военных походов и др.,
знакомство с элементарными сопровождая показ словесным описанием
требованиями по заполнению (остров, полуостров, материк, какими
контурной карты.
морями омывается, с какими странами
Знать, что название карты граничит, какие реки протекают по
указывает на тему, на основное территории государства и т.д.);
содержание карты;
заполнять
контурные
карты
по
Что
тематические предложенным заданиям.
исторические
карты
Уметь:
«накладываются»
на - узнавать и называть изображённое на
географический «фон»;
карте географическое пространство;
Что
исторические
карты - воспринимать масштаб;
рассказывают о прошлом;
- сравнивать расстояние на карте с
Что
условные
знаки известными расстояниями;
расшифровываются в легенде - правильно читать содержащуюся в легенде
карты.
информацию
и
воспроизводить
её
.
средствами обычной речи;
- находить на карте и называть включённые
в легенду знаки;
- находить изображённую на небольшой
карте территорию на картах, охватывающих
большее пространство.
6 класс:
Должны быть сформированы умения:
проводить атрибуцию исторической карты (схемы), используя обозначенную на ней
читать
узнавать, показывать на карте/схеме и называть объекты, обозначенные условными
информацию;
и
карты/схемы;
использовать
для
получения
информации
легенду
исторической
знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения
народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые
события (явления, процессы);
соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов)
наносить на контурную карту отдельные объекты с непосредственной опорой (или без
опоры) на атлас, настенную, электронную карту, карту в учебнике и т. п. по
предложенным заданиям, заполнять легенду карты/схемы.
7 класс:
Должны быть сформированы умения:
использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов);
проводить атрибуцию исторической карты/схемы, используя обозначенную на ней
узнавать, показывать на карте/схеме и называть объекты, обозначенные условными
информацию;
знаками, историческое пространство (географические объекты, территории расселения
народов, государства, места расположения памятников культуры и др.), изучаемые
события (явления, процессы);
соотносить информацию тематических и общих (обзорных) исторических карт;
сопоставлять,
используя
анализировать
информацию,
представленную
на
тематических (обзорных) исторических картах/схемах, делать выводы;
карту,
характеризовать
социально-экономическое
двух
развитие
регионов, геополитическое положение государств в указанный период;
или
более
изучаемых
8 класс:
Должны быть сформированы умения:
использовать историческую карту/схему при изучении событий (явлений, процессов);
оформлять результаты анализа исторической карты/схемы в виде таблицы, схемы;
на
основе
исторических
информации,
объектов,
представленной
на
карте/схеме,
социально-экономических
существования государств, народов;
и
проводить
геополитических
сравнение
условий
заполнять контурную карту на основе исторических знаний, самостоятельно создавать
использовать карту родного края для анализа исторической информации и рассказа о
привлекать контекстную информацию при работе с исторической картой;
систему обозначений для легенды карты/схемы;
событиях региональной истории;
сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией
из письменных исторических источников, иллюстративных источников.
Содержание курса
5 класс (17 часов)
Историческая карта «изображает поверхность Земли или её часть на плоскости в
уменьшенном и обобщённом виде и отражает особенности природы и общества в какойлибо момент». Она служит для наглядного пространственного изображения тех событий,
явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания
истории. Основная функция таких карт – пространственная локализация некогда
произошедшего.
Исторические карты отличаются от географических тем, что: отображают
территорию в определённый период времени. Этому времени соответствуют названия
стран и городов, о которых повествует карта. Иногда на них наносят определённые
символы, чтобы нагляднее иллюстрировать изображённое. Например, корабли, танки или
фигурки воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и
храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии конкретного региона или
страны.
Если
на географической карте показывают
то историческая карта показывает
еще
и,
как
менялась
площадь
территория
объектов,
государств,
расположение государств определенного временного периода, а так же действия,
происходящие на данной территории в определенный временной период.
Цель исторической карты – с помощью условных обозначений изобразить
исторические события, явления, границы государств в динамике, в процессе, изменении.
Легенда карты – таблица условных знаков с текстовым пояснением. Легенда
исторической карты дает ключ к чтению карты. На картах легенда помещается на
свободном пространстве (например, в углах), чтобы не скрывать нужные объекты на
карте. В атласах может размещаться на отдельных страницах. Обозначения на легендах
карт собраны в группы.
Карты не запоминают, их читают. В 5 классе необходима отработка алгоритма
чтения карты:
Алгоритм чтения исторической карты.
Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории,
Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе
изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
прочитать информацию, изображённую на карте);
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и
постепенно двигайся к более мелким;
Изучи информацию об условных обозначениях и рассмотри условные знаки;
Условные обозначения на картах распределяются по определённым группам:
границы,
природные объекты,
города,
направление движения войск и нанесения ударов,
места сражений,
территории, ограниченные тем или иным историческим периодом или событием
(например, завоеванием в ходе войны),
центры производства, добычи полезных ископаемых.
При
переходе
от
одной
карты
к
другой
должна
обеспечиваться преемственность между ними с помощью характеристики их временных
отношений.
Разновидности исторических карт:
обзорные, или общие карты – отражают историческую информацию общего характера или
обобщающие карты — отражают процессы и события определенного периода в
тематические карты – отражают и условно обозначают события и явления в соответствии
развитие какого-то исторического процесса (например, «Политическая карта мира»;
соответствии с разделами школьной программы (например, «Древний мир».);
с содержанием учебных тем, фактически конкретизируют важнейшие события и явления
обобщающих карт («Древний Египет.»);
карты-схемы или карты-планы – отражают и содержат подробные условные обозначения
(стрелки, значки, рисунки в стиле аппликации) отдельных исторически значимых
событий.
контурные карты - они относятся не к демонстрационной разновидности исторических
карт, а к формату так называемых рабочих материалов, которые учащиеся используют для
применения
получаемых
картографических умений..
предметных
знаний
и
закрепления
формируемых
Приёмы формирования пространственных представлений у обучающихся:
«путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек,
Изготовление «компасов» со сторонами света из бумаги. Вспомогательным
пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
способом нахождения и локализации (локализация в узком смысле означает определение
местонахождения исторического объекта) является четкое усвоение сторон горизонта.
Регулярное
наложение
«компасов»
способствует
преодолению
трудностей
по
определению сторон горизонта и препятствует появлению негативных формулировок в
обозначении объекта типа: «выше-ниже», «вправо-влево».
Приёмы формирования умений работы с исторической картой:
Умение
читать историческую карту – одно из главных умений работы с картой.
Без этого умения немыслима никакая серьёзная работа с картой на уроках истории. Одним
из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению
ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на
основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при
показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты - города, реки, моря, части
суши. Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения
объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться
масштабом карты.
Умение
пользоваться картой как источником знаний. Важнейшим умением,
помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо
она является важным и особым источником знаний о прошлом.
Умение
анализировать карту и извлекать разнообразную информацию: о
природной среде и вытекающих из неё занятиях населения различных стран, о причинах и
последствиях
войн,
о
существенных
различиях
между
раздробленными
и
централизованными государствами, между локальным восстанием и крестьянской войной,
об изменениях в территориальном составе различных государств.
Памятка «Как работать с исторической картой»
Школьник должен знать, что:
название карты указывает на тему, на основное содержание карты;
что условные знаки расшифровываются в легенде карты.
что исторические карты рассказывают о прошлом;
Школьник должен уметь:
узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;
воспринимать масштаб;
сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;
правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её
средствами обычной речи;
находить на карте и называть включённые в легенду знаки;
находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих
большее пространство;
передавать содержание карты устно и на контурных картах.
Контурные карты
Контурные карты – одно из средств практического обучения истории. Работа с
контурными картами способствует лучшему осмыслению и закреплению в памяти
содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор учениками
цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных знаков,
придумывание своих условных обозначений.
В 5 классе начинаем с приёма «наложения» карт. Учитель предлагает сопоставить
изображение одной и той же местности на двух картах: на исторической карте с
условными знаками для изучения данной страны на определённый период и на карте
физической, где такие условные обозначения отсутствуют. Так создаётся ситуация
затруднения: ученики должны сами убедиться в необходимости соотносить общие
ориентиры на обеих картах.
В представленной ниже таблице показаны примеры заданий для работы с контурной
картой двух типов. Традиционные задания, которые содержат контурные карты по
истории древнего мира для V класса. Эти задания предлагают ученику механически
перенести информацию из атласа на контурную карту. Продуктивные задания, для
выполнения которых обучающийся самостоятельно добывает информацию в результате
мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза.
6 класс (17 часов)
Методические приёмы работы учеников с исторической картой:
модификация или создание собственных условных знаков;
от общего к частному;
«Юные картографы»;
сравнение информации, представленной на нескольких картах;
извлечение информации;
«живой» карты или «оживление» карты;
игра «Четвертый лишний».
Атрибуция карты, схемы (атрибуция предполагает определение времени и
событий, к которым относится данная схема и карта).
Показ на карте направления наиболее значительных передвижений людей (Великое
переселение народов, завоевания, крестовые походы); местоположение государств
средневекового мира.
Пользоваться картой как источником знаний – описание границ, направления
завоевательных походов, мест сражений;
Элементарный анализ карты, извлечение разнообразной информации на основе
изучения легенды карты и вопросов учителя (о природной среде и соответственно о
занятиях населения, о территориальном росте, о последствиях монголо-татарского
нашествия, различиях между раздробленным и единым государством);
Показ на исторической карте территории расселения восточнославянских племён,
границы Древнерусского государства к концу XI в., основные древнерусские города,
торговые
пути,
крупнейшие
самостоятельные
центры
периода
политической
раздробленности, основные центры «собирания» русских земель, места наиболее
значительных
сражений
в
ходе
борьбы
с
завоевателями,
территориальный рост Российского государства XV – XVI вв.;
военных
действий,
Работа с контурными картами, в том числе и по заданиям краеведческого характера;
Соотношение карты страны (определённого периода) и родного края.
Приёмы формирования умений работы с исторической картой
Умение пользоваться масштабом карты опирается на ряд навыков учащихся и
привычку правильно выполнять определённые требования учителя.
1.
систематически
обращаться
к
легенде
карты,
опираться
на
её
ориентиры. Учащиеся должны знать значение условных знаков, уметь пользоваться ими
при работе с картой.
2. определять географическое положение изучаемых стран. Школьники под
руководством учителя определяют местоположение страны, устанавливают связь
географического положения с климатом, растительным и животным миром, хозяйством.
При этом необходимо указывать ориентиры: материки, океаны или моря, реки, озёра,
горы, а иногда и соседние страны.
3. устанавливать, какое время (века, годы) и какую территорию охватывает
карта. Учащиеся должны использовать название карты, уметь соотносить век и год,
указанные на карте.
Практические занятия:
Путешествие по карте. Ученикам предлагают двигаться по течению рек, пересекать
Изготовление компасов со сторонами света из бумаги. Регулярное наложение
Сравнение карт с условными знаками разных легенд. Школьникам предлагают две
страны и континенты, плыть в морях и океанах. Например, составить торговый маршрут
компасов способствует преодолению трудностей по определению сторон горизонта.
одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками разных легенд. Им нужно
подписать города, страну, определить время, озаглавить карту.
Локализация исторических событий на карте. Ученики показывают объект на карте
Чтение и составление легенды карты. Например, можно предложить придумать
Вычерчивание объектов на карте. Ученики рисуют и подписывают объекты на
и словами описывают его местоположение. 5
условные значки для игрового сюжета.
карте.
Работа с контурными картами.
Работа с контурными картами способствует лучшему осмыслению и закреплению в
памяти содержания исторической карты. Она содержит элементы творчества: выбор
учениками цветных карандашей, определение размеров надписей, величина условных
знаков, придумывание своих условных обозначений.
Возможны коллективные и индивидуальные формы работы.
Разбор исторической карты с учетом обозначенной на ней информации, военного
сражения по схеме.
Соотношение содержания исторического текста с информацией на карте.
Обучающийся правильно показывает и называет объекты на исторической карте,
обозначенные условными знаками, узнает эти объекты на контурной карте.
Понятие «исторического пространства». Что такое территория расселения народов.
Места расположения памятников культуры.
Соотношение информации тематической и обзорной исторических карт.
Практическое
использование
исторических
схем
при
изучении
событий,
самостоятельное составление схем военных сражений на основе исторического текста.
Практическое применение картографических знаний для выполнения заданий с
непосредственной опорой и без опоры на атлас и историческую карту.
7-8 класс (34 часа)
Приёмы формирования умений работы с исторической картой
1. общее умение учащихся: систематизировать, обобщать и использовать в своих
ответах фактические данные, извлечённые путём анализа содержания карт;
2. алгоритм словесного описания местонахождения той или иной страны;
3. поиск исторической информации, установление причинно-следственных связей
между явлениями, пространственных и временных рамок изучаемых исторических
процессов и явлений.
4. описание исторических событий - историческое сочинение;
5. выделение ключевых знаний и информации из исторической карты;
6. составление таблиц, диаграмм, схем на основе информации, представленной на
карте;
7. сравнение исторических объектов, социально-экономических и геополитических
условий существования государств, народов.
Методические приёмы работы:
от общего к частному;
путешествие по карте;
сравнение информации, представленной на нескольких картах;
прием локализации исторических событий для решения проблемных и
творческих заданий;
Меловые картосхемы.
«Чтение карты». Возможность понимать, добывать, интерпретировать информацию.
Карта является необходимым средством наглядного раскрытия связей исторического
процесса. Знать карту – это не только знать ее символику, города, границы, реки, но и
видеть за этими условными знаками живую историческую действительность, сложность
экономических, социально-политических и культурных взаимоотношений.
Организация
работы
с
исторической
картой
способствует
формированию
самостоятельного добывания информации в результате мыслительных операций анализа,
сравнения, синтеза. Понимать карту – значит знать главные функции и свойства карты.
Читать карту – значит уметь распознавать историческую действительность по условным
обозначениям карты. Чтение может осуществляться в форме уяснения представленного
материала, может выражаться как в устной, так и в письменной форме (историческое
сочинение по карте). Чтение карт может быть элементарным и сложным, в результате
которого выявляется взаимосвязь с другими условными обозначениями. Знать карту –
значит помнить и ясно представлять себе по памяти расположение нужного объекта.
Возможность при помощи карт оказаться в роли исследователей при изучении войн,
социально-экономического развития, составление и описание картины событий. Рассказ
по исторической карте, систематизация, сравнение и анализ.
Закрепление и развитие знаний, полученных на уроках истории (Великие
географические открытия, географическое положение, природа и население стран мира,
складывание колониальных империй, изменения территории России, причины и
последствия отдельных войн, крестьянские восстания, походы русских землепроходцев и
мореходов, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства, ход военных
походов и т.д.).
Разные приемы в работе с контурной картой.
1) Заполнение контурных карт при помощи настольных карт, атласов;
2) Заполнение контурных карт при помощи настенной карты;
3) Заполнение контурных карт по памяти;
4) Заполнение контурных в ходе изложения материала учителем.
По предмету:
Азовские походы. Строительство заводов и мануфактур. Создание базы
металлургической индустрии на Урале.
Санкт-Петербург – новая столица.
Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани,
Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Северная война. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход.
Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и
его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Каспийский поход Петра I.
Дворцовые перевороты. Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной
окраинах. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Россия в международных конфликтах 1740–1750-х
гг. Участие в Семилетней войне.
Правление Екатерины II и Павла I.
Национальная политика и народы России в XVIII в. Унификация управления на
окраинах империи. Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и Войска
Запорожского. Формирование Кубанского казачества. Активизация деятельности по
привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье,
других регионах.
Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая,
Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская,
Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во
внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под
предводительством Емельяна Пугачева.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А.
Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством.
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Строительство новых городов и
портов. Участие России в разделах Речи Посполитой. Участие России в разделах Польши
вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Восстание
под предводительством Т. Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский
походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и
Северо-Западного побережья Америки. Российско-американская компания.
Тематическое планирование
1
2
3
4
№ п/п
5 класс
Название темы/блока
6 класс
Кол-во часов
17
17
7 класс
17
8 класс
17
Итого
68
Учебно-тематическое планирование курса «Картография» (история)
(5-8 класс - 68 часов)
5 класс (17 ч)
№
Тема
1.
Что такое историческая карта?
2.
Отличия исторических карт от географических
3.
Карта как исторический источник
4.
Легенда исторической карты
5.
Алгоритм чтения исторической карты
6.
Правила показа на карте различных объектов
7.
Преемственность исторический карт
8.
Разновидности исторических карт
9.
Приемы формирования пространственных представлений у
обучающихся (практическое занятие)
10.
Формирование умений работы с исторической картой (практическое
занятие)
11.
Отработка умений работы с исторической картой по памятке
12.
Контурная карта, правила работы с ней
13.
Примеры заданий для работы с контурной картой
14.
Практическое занятие по работе с контурной картой
15.
Практическое занятие по картам Древнего мира
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во ч.
16.
17.
Практическое занятие по картам Древнего мира
Итоговое повторение
6 класс (17 ч)
№
Тема
1. Атрибуция карты
2.
Соотношение информации тематической и обзорной исторических
карт
3.
Понятие «исторического пространства»
4.
Соотношение содержания исторического текста с информацией на
карте
5.
Алгоритм разбора исторической карты с учетом обозначенной на ней
информации
6.
Алгоритм разбора военного сражения по схеме с учетом данной
информации
7.
Практическое занятие: работа с масштабами исторических карт
8.
Локализация исторических событий на карте
9.
Практическое использование исторических схем при изучении
событий
10.
Практическое занятие: самостоятельное составление схем военных
сражений на основе исторического текста
11.
Путешествие по карте
12.
Практическое применение картографических знаний для выполнения
заданий на контурной карте с непосредственной опорой и без опоры
на атлас и историческую карту.
13.
Работа с контурными картами, в том числе и по заданиям
краеведческого характера
14.
Знакомство с картами Урала и Свердловской области
15.
Игра «Юные картографы»
16.
Практическое занятие: модификация или создание собственных
условных знаков
17.
Итоговое занятие
7 класс (17 ч)
№
Тема
1. Закрепление и развитие знаний, полученных на уроках истории
(Великие географические открытия)
2.
Практическое занятие по теме «Великие географические открытия»
3.
Меловые картосхемы (разбор и анализ)
4.
Обозначения военных походов, сражений и военных действий
5.
Составление таблиц, диаграмм, схем на основе информации,
представленной на карте
6.
Описание исторических событий - историческое сочинение
7.
Прием локализации исторических событий для решения проблемных
и творческих заданий
8.
Поиск информации о военных событиях по исторической карте
9.
Практическое занятие: «Я - исследователь сражения»
1
1
1
1
Кол-во ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во ч.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Умение определять границы и название государств на исторической
карте
Умение определять название войн по военным действиям
обозначенным на исторической карте
Соотношение информации на исторической карте с историческими
деятелями
Практическое занятие «Русские города на исторической карте»
(умение находить города по природным объектам и информации в
легендах карты)
Повторение: приемы заполнения контурных карт
Заполнение контурных в ходе изложения материала учителем
Заполнение контурных карт по памяти
Итоговое занятие
8 класс (17 ч)
№
Тема
1. Российское государство на рубеже XVII-XVIII веков на
исторической карте (территория и линии укреплений)
2.
Пути в Западную Сибирь, важнейшие экспедиции к Тихому океану и
Амуру
3.
Социально-экономическое развитие России (центры провинций и
губерний, промышленные предприятия)
4.
Внешнеполитические события первой четверти XVIII века (границы
государств и изменение территорий)
5.
События Северной войны на исторической карте (основные
сражения)
6.
Военные действия Русско-турецкой войны 1710-1713г.г. на
исторической карте
7.
Русско-турецкая война 1735-1739г.г. и ее последствия, отраженные на
исторической карте
8.
Русско-шведская война 1741-1743 г.г. (территории, присоединенные к
Российской империи)
9.
Анализ экономического развития России во второй половине XVIII
века по легенде исторической карты
10.
Умение составлять рассказ по исторической карте «Восстание под
предводительством Е.Пугачева (1773-1775г.г.)
11.
Практическое занятие «Анализ итогов восстания под
предводительством Е.Пугачева (1773-1775г.г.)»
12.
Практическое занятие «Сухопутные и морские сражения, выигранные
русскими войсками во второй половине XVIII века»
13.
Практическое занятие «Походы А.В. Суворова»
14.
Информация о великом русском полководце А.В. Суворове на
исторической карте
15.
Русские владения в Америке к концу XVIII века
16.
Практическое занятие: Обобщающая информация «Россия в конце
XVIII века на исторической карте»
17.
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кол-во ч.