Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ф.картография география 5-8 (2025-2029)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Администрация Кировградского муниципального округа
МАОУ СОШ №9

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель

Заместитель директора
по УР

Директор МАОУ СОШ
№9

ШМО

________________________ ________________________ ________________________
О.Г.Асбапова
Е. Ю. Коурова
Т.В. Бабушкина
Протокол № 1 от «28»
Протокол № 1 от «28»
Приказ № 84 от «28»
августа 2025 г.
августа 2025 г.
августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Картография»
для обучающихся 5-8 классов

Нейво-Рудянка 2025

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе факультативного курса «Картография», 5-8 класс
Рабочая программа составлена на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования второго поколения.
2.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
3.
Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения.
4.
Примерной программы основного общего образования по географии
как инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Целью рабочей программы является создание условий для
всестороннего развития личности ребенка, формирования географических
знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к
миру; понимания закономерностей развития географической оболочки, через
формирование картографической грамотности обучающихся, развитие
навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.
Актуальность: курс предполагает развитие у обучающихся
практических навыков работы с картой, что в условиях расширения
международных экономических, политических и культурных связей,
международного туризма является важным средством анализа информации, и
в будущем будет способствовать более успешной социализации
выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться
электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и
анализировать.
Изучение всех разделов курса поможет освоению географической
номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а
именно – “знание карты”.
Практическая значимость курса.
Формирование картографической грамотности является неотъемлемой
частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях.
Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей
земной поверхности, умение использовать их в качестве источников

информации, создавать простейшие из них, а также знание географической
номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они
смогут самостоятельно составить полную характеристику территории
(материка, страны, города), географического объекта и т.д.
На экономических картах указываются статистические данные,
которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные
умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной
итоговой аттестации ОГЭ по предмету, поскольку в контрольноизмерительных материалах ОГЭ предлагаются задания, в которых
необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт.
Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности,
что
способствует
развитию
самостоятельности,
творчества
и
коммуникативности.
Место курса в системе географического образования в школе.
Программа курса «Картография» ориентирована на обучающихся 5-8х
классов, спланирована на 0,25 часа в неделю для 5-8х классов. Возраст
учащихся: 10-15 лет.
Сроки реализации программы: 4 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами являются
 осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты, гражданин России, житель
конкретного региона);
 осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран;
 эмоционально-ценностное
отношение
к
окружающей
среде,
необходимости её сохранения и рационального использования;
 уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
 патриотизм, любовь к своей местности.
Метапредметные результаты изучения курса
коммуникативные:


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой
работы.

организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
одноклассниками;

. выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог,
вырабатывая общее решение.
регулятивные:
 уметь самостоятельно выделять познавательную цель, необходимую
информацию;
 ставить учебную задачу под руководством учителя;
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выслушивать и объективно оценивать другого;
 уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;
 применять методы информационного поиска.
познавательные:
 уметь объяснять особенности планеты Земля;
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств.
регулятивные:
 применять методы информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
 самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и
выделять необходимую информацию.
 планировать свою деятельность под руководством учителя;
 выявлять причинно-следственные связи;
 определять критерии для сравнения фактов, явлений.
Предметные результаты
Обучающийся должен уметь объяснять:
 для чего изучают географию;
 отличительные особенности географических методов исследования;
 рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и
различных областях сферы деятельности человека;
 уметь определять отличительные особенности изображений земной
поверхности;

 уметь использовать различные источники географической информации
(картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных) для поиска и извлечения информации
 умение определять направления (стороны горизонта) на топографической
карте, плане и местности;




уметь показывать по карте основные географические объекты;

уметь составлять описание географических объектов, процессов и
явлений с использованием разных источников географической
информации.
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

5 класс:
Тема 1. Географическое изучение Земли. География ‒ наука о планете
Земля. История географических открытий (2 часа)
Географические объекты, процессы и явления. Древо географических наук.
География в древности и эпоху Средневековья. Эпоха Великих
географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв.
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей
Земли. Изучение Мирового океана.
Тема 2. Изображения земной поверхности (4 часа)
План местности, географические карты. Условные знаки плана и карты.
Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах.
Масштаб топографического плана и карты и его виды. Ориентирование по
плану местности (топографической карте): стороны горизонта. Градусная
сеть: параллели и меридианы на глобусе и картах. Географические
координаты: географическая широта и географическая долгота. Определение
расстояний с помощью масштаба и градусной сети.
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы. (1 час)
Форма и размеры Земли, их географические следствия. Неравномерное
распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Вращение
Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Географические
следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле.
Тропики и полярные круги. Дни весеннего и осеннего равноденствия,
летнего и зимнего солнцестояния.
Тема 4. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли (2 часа)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной
коры: материковая и океаническая кора. Рельеф земной поверхности.
Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Формы рельефа
суши: горы и равнины. Различие гор и равнин по высоте и внешнему облику.
Рельеф
дна
Мирового
океана.
Срединно-океанические
хребты.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия
внутренних и внешних сил. Движение литосферных плит. Вулканы и
землетрясения.
6 класс:
Тема 1. Гидросфера ‒ водная оболочка Земли (3 часа)
Мировой океан и его части. Воды суши. Подземные воды их виды. Человек и
гидросфера. Стихийные явления в гидросфере
Тема 2. Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли (5 часов)
Газовый состав, строение атмосферы. Температура воздуха. Вода в
атмосфере, влажность воздуха. Атмосферное давление. Ветер и причины его
возникновения. Погода и ее показатели. Человек и атмосфера. Современные
изменения климата. Стихийные явления в атмосфере.
Тема 3. Биосфера ‒ оболочка жизни (1 час)
Биосфера ‒ оболочка жизни Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания
7 класс:
Тема 1. Географическая оболочка Земли (1 час)
Географическая оболочка: особенности строения и свойства: целостность,
зональность, ритмичность, их географические следствия. Географическая
зональность: широтная зональность (природные зоны) и высотная поясность.
Тема 2. Главные закономерности природы Земли (5 часов)
Литосфера и рельеф Земли. Литосферные плиты и их движение. Материки,
океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование
современного рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы
рельефообразования. Атмосфера и климаты Земли. Закономерности
распределения температуры воздуха и атмосферных осадков. Воздушные
массы, их типы. Преобладающие ветры: тропические (экваториальные)

муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры. Климатообразующие
факторы: географическое положение, океанические течения, особенности
циркуляции атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры),
характер подстилающей поверхности и рельефа территории. Климатические
пояса Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Глобальные
изменения климата и различные точки зрения на их причины. Мировой океан
– основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Океанические
течения. Соленость поверхностных вод Мирового океана, ее измерение.
Экологические проблемы Мирового океана.
Тема 3. Человечество на Земле (2 часа)
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и
плотность населения. Народы и религии мира. Этнический состав населения
мира. Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные
религии. Хозяйственная деятельность населения, основные ее виды: сельское
хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные
комплексы. Города и сельские поселения. Многообразие стран, их основные
типы.
Тема 4. Взаимодействие природы и общества (1 час)
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность
людей. Особенности взаимодействия человека и природы на разных
материках. Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоление отсталости стран, продовольственная.
8 класс:
Тема 1. Географическое положение и границы России (1 час)
Государственная
территория
России.
Территориальные
воды.
Государственная граница России. Морские и сухопутные границы,
воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная
экономическая зона России. Моря, омывающие территорию России. Страны
– соседи России. Географическое положение России. Карта часовых зон
России. Местное, поясное и зональное время. Административнотерриториальное устройство России.

Тема 2. Природа России (6 часов)
Природные условия и природные ресурсы. Классификация природных
ресурсов.
Принципы рационального природопользования и методы их реализации.
Геологическое строение территории России. Основные формы рельефа и
особенности их распространения на территории России. Минеральные
ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Факторы,
определяющие климат России. Типы климата, факторы их формирования,
климатические пояса России. Моря России. Почвы. Природно-хозяйственные
зоны России.
Тема 3. Население России (2 часа)
Численность, естественное движение населения. Рождаемость, смертность,
естественный прирост населения России и их географические различия в
пределах разных регионов России. Половой и возрастной состав населения
России. Миграции населения. Географические особенности размещения
населения России. Городское и сельское население. Человеческий капитал
России.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс (9 часов)
Тема

№

Количество часов
2

2.

Тема 1. Географическое изучение Земли.
География ‒ наука о планете Земля. История
географических открытий
Тема 2. Изображения земной поверхности

3.

Тема 3. Земля – планета Солнечной системы.

1

4.

Тема 4. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли

2

ИТОГО

9

1.

1.

6 класс (9 часов)
Тема
Тема 1. Гидросфера ‒ водная оболочка Земли

2.

Тема 2. Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли

№

4

Количество часов
3
5

3.

Тема 3. Биосфера ‒ оболочка жизни

1

4.

Тема 4. Взаимодействие природы и общества

1

ИТОГО

9
7 класс (9 часов)
Тема

№

Количество часов

1.

Тема 1. Географическая оболочка Земли

1

2.

5

3.

Тема 2. Главные закономерности природы
Земли
Тема 3. Человечество на Земле

4.

Тема 4. Взаимодействие природы и общества

1

ИТОГО

9

2

2.

8 класс (9 часов)
Тема
Тема 1. Географическое положение и границы
России
Тема 2. Природа России

3.

Тема 3. Население России

2

ИТОГО

9

№
1.

Количество часов
1
6

V.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАРТОГРАФИЯ –
ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ»
5 класс 9 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Географическое изучение Земли. География ‒ наука о планете
Земля. История географических открытий (2 часа)
1. Материки и океаны Земли

1

Географическая карта мира. Равнины и горы
2. Географическое изучение Земли

1

История географических открытий
Тема 2. Изображения земной поверхности (4 часа)
3. Изображения земной поверхности. План местности.
Определение направления и расстояния по плану
местности.

1

4. План местности. Масштаб.

1

5. Градусная сеть: параллели и меридианы.

1

6. Определение географических координат. Градусная сеть.
Определение расстояний.
Тема 3. Земля – планета Солнечной системы. (1 час)

1

7. Географические следствия движения Земли.

1

Тема 4. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли (2 часа)
8. Литосфера — каменная оболочка Земли.
9. Географическое изучение Земли.

1
1

6 класс 9 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Гидросфера ‒ водная оболочка Земли (3 часа)
1. Мировой океан и его части. Воды суши.

1

2. Мировой океан. Моря внутренние и окраинные.

1

3. Воды суши. Реки, озёра, болота и подземные воды.

1

Тема 2. Атмосфера ‒ воздушная оболочка Земли (5 часов)
4. Атмосфера. Состав и строение. Понятие ветер.
5. Температура воздуха и атмосферное давление.
Годовой и суточный ход температуры воздуха.
Амплитуда. Погода и её показатели. Измерение основных
погодных показателей.
6. Понятия «Погода» и «Климат». Температура воздуха.
Основные зависимости нагревания земной поверхности.
7. Атмосфера. Основные закономерности
8. Стихийные явления в атмосфере и гидросфере. Климат и
климатообразующие факторы

1
1

1
1
1

Тема 3. Биосфера ‒ оболочка жизни (1 час)
9. Биосфера. Влияние человека на атмосферу и гидросферу.
Разнообразие флоры и фауны Земли.

1

7 класс 9 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Географическая оболочка Земли (1 час)
1. Физическая карта мира. Местоположение географических
объектов на карте.

1

Тема 2. Главные закономерности природы Земли (5 часов)
2. Рельеф Земли. Основные черты рельефа материков.

1

3. Климатические пояса Земли. Климатограммы.
Установление соответствия климатограмм
климатическим поясам Земли.

1

4. Проверка умения определять природные зоны по их
характеристикам.
5. Определение географического процесса, отображённого в
виде схемы.
6. Географическая оболочка Земли и её свойства.
Литосферные плиты и их движение
Тема 3. Человечество на Земле (2 часа)

1

7. Умение извлекать информацию о населении стран мира.
Сопоставление информации о населении стран мира с
графической информацией.
8. Размещение и плотность населения мира.

1

1
1

1

Тема 4. Взаимодействие природы и общества (1 час)
9. Выявление признаков географических объектов и
явлений. Анализ текста о природных особенностях Земли.

1

8 класс 9 часов
№

Тема

Кол-во
часов

Тема 1. Географическое положение и границы России (1 час)

1. Мировой океан и его части. Воды суши. Географическое
положение России. Континентальный шельф России.

1

Тема 2. Природа России (6 часов)
2. Особенности природно-хозяйственных зон и районов
России. Природа России.

1

3. Географические явления и процессы в геосферах.
Особенности природы России.

1

4. Природа России. Регионы России.
5. Знание особенностей климата России.

1

6. Анализ карт.
7. Территориальная обеспеченность ресурсами.

1

1

1

Тема 3. Население России (2 часа)
8. Миграция населения России. Особенности населения
России.
9. Анализ текста о природных особенностях Земли.

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».