Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ВД Мой край. Моя страна

Пояснительная записка
Цель программы:
Формирование у обучающихся представлений о природных, культурных и
исторических достопримечательностях посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской
области и России в целом.
Задачи программы:


Организовать знакомство обучающихся с многообразием природных,

культурных и исторических достопримечательностей посёлка Нейво-Рудянка,
Свердловской области и России в целом посредством походов, поездок, экскурсий
и изучения разного рода информационных материалов;


Создать благоприятный психологический климат в учебном коллективе

и способствовать формированию гражданской позиции и чувства патриотизма.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Мой край. Моя
страна.» основаны на формировании у обучающихся следующих универсальных
учебных действий:
Личностные УУД предполагают формирование:


устойчивой

мотивационной

основы

учебной

деятельности,

включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;


ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, на

самоанализ и самоконтроль результата;


основ своей этнической принадлежности, гражданственности, чувства

гордости за свою Родину;


ориентации в нравственном содержании как собственных поступков,

так и поступков окружающих людей;


основ экологической культуры: принятие ценности природного мира,

готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;
ориентации на здоровый образ жизни; - чувства прекрасного и эстетических чувств
на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД – это умения:


планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной

задачей;


оценивать правильность выполнения действия в соответствии с

требованиями к данной задаче;


адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и др.;


вносить коррективы в действие на основе его оценки и учета

сделанных ошибок.
Познавательные УУД реализуются в умении:


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

учебных заданий в учебной литературе, энциклопедиях, справочниках (включая
электронные, цифровые);


осуществлять

запись

(фиксацию)

выборочной

информации

об

окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;


строить сообщения в устной и письменной форме;



смыслового

восприятия

художественных

и

научно-популярных

текстов;


высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и

связях.
Коммуникативные УУД проявляются в умении:


строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой

коммуникации, используя средства ИКТ;


допускать существование у людей различных точек зрения, в том числе

не совпадающих с его собственной;


задавать вопросы;



формулировать собственное мнение.

Предметными результатами освоения курса «Мой край. Моя страна.»
является формирование следующих знаний и умений:
3



знать основные вехи истории посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской

области и России в целом;


Знать имена и заслуги знаменитых уральцев и россиян в целом.



ориентироваться на картах посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской

области и России в целом


называть

природные,

культурные

и

исторические

достопримечательности посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской области и России в
целом


рассказывать о своей малой Родине;



охранять природу родного края и своей страны;



наблюдать

и

выделять

характерные

особенности

природных,

исторических и культурных объектов посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской
области и России в целом


соблюдать общепринятые правила поведения в обществе;



выбирать способ поведения в каждой ситуации в соответствии с этими

правилами;


добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;



ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с

помощью учителя;


анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в

знаниях о посёлке Нейво-Рудянка, Свердловской области и России в целом.


создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи

отражающие результаты знакомства с природными, культурными и историческими
достопримечательностями посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской области и России
в целом;


вести

деятельности

исследовательскую

связанные

с

работу

природными,

и

участвовать

культурными

и

в

проектной

историческими

достопримечательностями посёлка Нейво-Рудянка, Свердловской области и России
в целом.
4

Результатами реализации программы «Мой край. Моя страна.» у
обучающихся станут:


понимание

взаимосвязи

природоведческих,

исторических,

искусствоведческих наук;


принятие

тех

духовно-нравственных

ценностей,

которые

были

осмыслены, прочувствованы в ходе учебно-практической деятельности по курсу;


формирование и воспитание чувства гражданственности, патриотизма,

т.е. ценностного отношения к родному краю, к историко-культурному и
природному наследию посёлка, области и страны в целом; элементарных
представлений об природе, истории и культуре своего посёлка, области и страны в
целом; опыта социальной коммуникации;


формирование и воспитание нравственных чувств, т.е. начальных

представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения в
обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;


формирование и воспитание трудолюбия, творческого отношения к

учению, труду, к жизни, т.е. ценностного отношения к трудовым достижениям
людей; ценностного и творческого отношения к учебе, труду; элементарных
представлений о различных профессиях людей своего региона и страны;
первоначальных навыков творческого трудового сотрудничества со сверстниками
и взрослыми; потребностей и начальных умений выражать себя в различных видах
творческой деятельности;


формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, т.е.

элементарных

представлений

о

взаимосвязи

здоровья

физического

и

нравственного;


формирование и воспитание ценностного отношения к природе, т.е.

элементарных представлений о бережном отношении к природе и культуре
родного

края

и

страны;

получение

опыта

эмоционально-чувственного

взаимодействия с природой в ходе прогулок, экскурсий, наблюдения за природой;
5



формирование и воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование

представлений

об

этических

ценностях,

т.е.

получение

элементарных представлений о художественных ценностях, в ходе встреч с
творческими людьми, в ходе экскурсий в музеи, посещения выставок, театров,
представлений и др.; умения наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире,
выражать красоту через художественные образы; первоначального опыта
самореализации в различных видах творческой деятельности.
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации
и видов деятельности
Особенности формирования содержания и тематического планирования
курса:
Содержание курса является примерным и избыточным. Каждый учитель сам
формирует тематический план курса в соответствии с запросами и возможностями
участников образовательных отношений.
Курс состоит из трёх модулей. Модули в свою очередь поделены на разделы
и темы.
Для удобства на часы разбит лишь первый модуль, остальные модули не
имеют чёткой почасовой разбивки, так как она определится исходя из конкретной
ситуации сложившейся в ходе взаимодействия участников образовательных
отношений.
Основными формами организации внеурочной деятельности по данному
курсу

являются:

поход,

экскурсия,

коллективно-творческая

деятельность,

наблюдение, изучение и посещение природных, культурных и исторических
объектов, проектная деятельность.
Основными видами деятельности в рамках освоения каждой темы, раздела и
модуля

являются

туристско-экскурсионная,

познавательная

и

творческая

деятельности.
Важно отметить что любая тема может быть организованна как в очном, так
и в заочном форматах. То есть в случае невозможности посещения той или иной
6

достопримечательности, с ней модно познакомится посредством ресурсов сети
Интернет. Кроме того, занятия по данном у курса могут быть организованны в
дистанционном формате.
Количество часов, отведенных на освоение программы: 34 часа в год в 10
классе (1 час в неделю) и 33 часа в год в 11 классе (1 час в неделю)
Содержание курса
Модуль 1 «Посёлок Нейво-Рудянка и его окрестности» (42 часа).
Раздел 1.1. Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей (6 час)
1.1 Минералы родного края (1 час)
1.2 Палеонтология и археология родного края (1 час)
1.3 Горнозаводское производство и основание посёлка Нейво-Рудянка в
XVIII - XX веках (1 час)
1.4 Старообрядчество и старательский промысел в Нейво-Рудянке в XIX –
XX веках (1 час)
1.5 Быт горнозаводского населения Урала в XIX – XX веках (1 час)
1.6 Нейво-Рудянка в XXвеке (1 час)
1.7 Выдающиеся Нейво-Рудянцы (1 час)
Раздел 1.2. Изучаем окрестности школы (Школа, гора «Казёнка», памятник
погибшим в годы Вов) (1 час)
Раздел 1.3. Экскурсия по улицам родного посёлка (3 часа)
3.1 Старая часть посёлка (1 час)
3.2 Районы «Геологи» и «Китай» (1 Час)
3.3 Районы «Харина гора» и «Леспромхоз» (1 час)
Раздел 1.4. Палёная гора – минералогическая кладовая (2 часа)
4.1 Минералы Палёной горы (1 час)
4.2 Скальные пейзажи Палёной горы (1 час)
Раздел 1.5. Поход на «Белый камень» (5 часов)
5.1 Шахты Алексеевского медного рудника (1 час)
5.2 Алексеевский мраморный карьер (1час)
7

5.3 «Белый камень» (1 час)
5.4 Природное многообразие района «Белый камень» (1 час)
5.5 Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической стоянке (1
час)
Раздел 1.6. Поход на Шигирское озеро (7 часов)
6.1 «Невьянская дорога» и «Долгий мост» (1 час)
6.2 Природа Шигирского торфяника (1 час)
6.3 Археологические памятники Шигирского торфяника (1 час)
6.4 История исследования Шигирского торфяника (1 час)
6.5 Старательский промысел на Шигирском торфянике (1 час)
6.6 Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической стоянке (1
час)
6.7 Экология Шигирского торфяника (1 час)
Раздел 1.7. Поход на Шайтанское озеро (7 часов)
6.1 Природа Шайтанского озера (1 час)
6.2 История исследования Шайтанского озера (1 час)
6.3 Археологические памятники южного и западного берегов Шайтанского
озера (1 час)
6.4 Археологические памятники северного и северо-восточного берегов
Шайтанского озера (1час)
6.5 Охотничий и рыболовный промысел на Шайтанском озере (1 час)
6.6 Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической стоянке (1
час)
6.7 Экология Шайтанского озера (1 час)
Раздел 1.8. Поход на «Костин мыс» (5 часов)
8.1 История Нейво-Рудянского завода (1 час)
8.2 Нейво-Рудянский пруд (1 час)
8.3 История «Иловой фабрики» на «Костином мысу» (1 час)
8.4 Природа «Костиного мыса» (1 час)
8

8.5 Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической стоянке (1
час)
Раздел 1.9. Зимний поход на «Попов остров» (5 часов)
9.1 Посёлок «Леспромхоз» (1 час)
9.2 Болото «Светлое» (1 час)
9.3 Природа горы «Попов остров» и «Светлого» болота (1 час)
9.4 История «Попова острова» от древности до современности (1 час)
9.5 Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической стоянке (1
час)
Модуль 2 «Достопримечательности Среднего Урала»
Раздел 2.1. Город Екатеринбург
1.1 Музеи Екатеринбурга
- Исторический парк «Россия – Моя история»
- Музей истории и археологии Среднего Урала
- Музей природы Среднего Урала
- Музей радио им. А.С. Попова, Планетарий
- Музейный клуб «Дом Агафуровых» (Музей купеческого быта)
- Художественный музей Эрнста Неизвестного
- Музей истории плодового садоводства Среднего Урала (Усадьба Д.И.
Казанцева)
- Музей боевой славы Урала
- Музей истории Екатеринбурга
- Фотографический музей «Дом Метенкова»- Литературно-мемориальный дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка
- Мемориальный дом-музей П.П. Бажова
- Литературно-мемориальный дом-музей Ф.М. Решетникова
- Литературная жизнь Урала XIX века
- Литературная жизнь Урала XX века
- Екатеринбургский музей изобразительных искусств
- Музей «Невьянская икона»
9

- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
- Уральский геологический музей
- Музей архитектуры и дизайна УралГАХА
- Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги
- Центр традиционной народной культуры Среднего Урала
- Музей Владимира Высоцкого
- Уральский государственный военно-исторический музей («Крылатая
гвардия»)
- Музей космонавтики
- Музей кино и мультфильмов Свердловской киностудии
- Музей Бориса Ельцина в "Ельцин Центре"
- Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Россййской
просиявших
-другие

музеи

Екатеринбурга

https://uraloved.ru/muzei-urala/muzei-

ekaterinburga
1.2 Театры Екатеринбурга
- Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета
- Свердловский государственный академический театр драмы
- Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии
- Екатеринбургский театр юного зрителя
- Екатеринбургский театр кукол
Другие

-

театры

Екатеринбурга

https://www.culture.ru/theaters/institutes/location-ekaterinburg
1.3 Другие достопримечательности Екатеринбурга
-Екатеринбургский зоопарк
-Екатеринбургский цирк
-«Плотинка»
-Небоскрёб «Высоцкий»
-Другие

достопримечательности

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-

g298540-Activities-Yekaterinburg_Sverdlovsk_Oblast_Urals_District.html
10

Раздел 2.2. Города, посёлки, сёла и деревни Среднего Урала
2.1 Кировград
-краеведческий музей
-парк военной техники
-музей ППМ
-Висимский государственный заповедник
2.2 Невьянск
-краеведческий музей
-Невьянская башня
-Дом невьянской иконы
- д. Нижние и Верхние Таволги. Гончарный промысел.
- д. Кунара. Дом кузнеца Кириллова.
- Храмы Невьянска
-с. Быньги
2.3 Новоуральск
-Театр оперетты Урала
- Другие достопримечательности Новоуральска https://dostoprimechatelnostim.ru/dostoprimechatelnosti-novouralska-obzor-i-opisanie/
2.4 Нижний Тагил
-Музей-заповедник «Горнозаводской Урал»
-Краеведческий музей
-Музей природы
-Музей быта и ремёсел
-Завод-музей
-Музей подносного промысла Худояровых
-Музей техники «дом Черепановых»
-Музей ИЗО
-Музей военной техники УВЗ
-Нижнетагильский цирк
-Нижнетагильский Драмотический театр
11

-Лисья гора
-Минералогический музей с. Мурзинка
-п. Висим (Музей Д.Н. Мамина-Сибиряка)
-п. Черноисточинский
достопримечательности

-Другие

Нижнего

Тагила

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g754552-ActivitiesNizhny_Tagil_Sverdlovsk_Oblast_Urals_District.html
2.5 Верхняя Пышма
-Музей «Боевая слава Урала»
-

Другие

достопримечательности

Верхней

Пышмы

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2541168-ActivitiesVerhnyaya_Pyshma_Sverdlovsk_Oblast_Urals_District.html
2.6 Алапаевск
- музей П.И. Чайковского
- д. Нижняя Синячиха
2.7 Верхотурье
- Краеведческий музей
- Верхотурский кремль
- Святониколаевский мужской монастырь
- Покровский женский монастырь
- с. Меркушино
Другие

-

достопримечательности

Верхотурья

https://susanintop.com/evropa/rossija/sverdlovskaja-oblast/verhoturje
2.8 Сысерть
-Дом - музей П.П. Бажова
-парк Бажовские места
2.9

Другие

города,

посёлки,

сёла

и

деревни

Среднего

Урала

https://nashural.ru/mesta/top100-urala/
Раздел 2.3. Природные памятники Среднего Урала
3.1 Скалы «Семь братьев»
12

3.2 Скалы «Чёртово городище»
3.3 Гора «Ежовая»
3.4 Парк «Оленьи ручьи»
3.5 Парк «Река Чусовая»
3.5

Другие

природные

памятники

Среднего

Урала

https://nashural.ru/mesta/top100-urala/
Модуль 3 «Необъятная Россия»
Раздел 3.1. Города России
1.1

Москва

-Красная площадь и Кремль
-Государственная Третьяковская галерея
-ВДНХ
-Парки Москвы
-Большой театр
-Московский метрополитен
-Москва-сити
-Коломенское
-Другие

достопримечательности

Москвы

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298484-Activities-c47Moscow_Central_Russia.html
1.2

Санкт-Петербург

-Государственный Эрмитаж
-Русский музей
-Петропавловская крепость
-Зоологический музей
-Ансамбль Васильевского острова
-Мариинский театр
-Царское село
-Петергоф
13

-Другие

достопримечательности

Санкт-Петербурга

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298507-ActivitiesSt_Petersburg_Northwestern_District.html
1.8 Другие города России
-Пермь

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298516-Activities-

Perm_Perm_Krai_Volga_District.html
-Кунгур

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g1752741-Activities-

Kungur_Perm_Krai_Volga_District.html
-Тобольск

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298510-Activities-c47-

Tobolsk_Tyumen_Oblast_Urals_District.html
-Золотое кольцо России https://allmyworld.ru/dostoprimechatelnosti-zolotogokolca-rossii/
-Казань

https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298520-Activities-

Kazan_Republic_of_Tatarstan_Volga_District.html
-Другие

города

России

https://www.tripzaza.com/ru/destinations/dostoprimechatelnosti-rossii/
Раздел 3.2. Другие достопримечательности России
http://www.openarium.ru/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1
%8F/

14

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

3. Тематическое планирование
10 класс
Тема
Модуль 1 «Посёлок Нейво-Рудянка и его окрестности»
Поход на Шайтанское озеро
Природа Шайтанского озера
История исследования Шайтанского озера
Археологические памятники южного и западного берегов
Шайтанского озера
Археологические памятники северного и северо-восточного
берегов Шайтанского озера
Охотничий и рыболовный промысел на Шайтанском озере
Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической
стоянке
Экология Шайтанского озера
Поход на «Костин мыс»
История Нейво-Рудянского завода
Нейво-Рудянский пруд
История «Иловой фабрики» на «Костином мысу»
Природа «Костиного мыса»
Обустройство туристической стоянки, отдых на туристической
стоянке
Модуль 2 «Достопримечательности Среднего Урала»
Музеи Екатеринбурга
Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле
Россййской просиявших
Музей «Невьянская икона»
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Уральский геологический музей
Музей архитектуры и дизайна УралГАХА
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги
Центр традиционной народной культуры Среднего Урала
Музей Владимира Высоцкого
Уральский государственный военно-исторический музей
(«Крылатая гвардия»)
Музей космонавтики
Музей «Невьянская икона»
Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
Музей кино и мультфильмов Свердловской киностудии
Музей Бориса Ельцина в "Ельцин Центре"
Другие музеи Екатеринбурга https://uraloved.ru/muzeiurala/muzei-ekaterinburga

Кол-во
часов
12
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
22
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15

28
29
30
31
32
33

Театры Екатеринбурга
Екатеринбургский государственный академический театр оперы
и балета
Свердловский государственный академический театр драмы
Свердловский государственный академический театр
музыкальной комедии
Екатеринбургский театр юного зрителя
Екатеринбургский театр кукол
Другие театры Екатеринбурга
https://www.culture.ru/theaters/institutes/location-ekaterinburg
Итого

8
1
2
1
1
1
1
34

16

Тематическое планирование
11 класс
№

Тема
Модуль 2 «Достопримечательности Среднего Урала»
Раздел 2.2. Города, посёлки, сёла и деревни Среднего Урала
Храмы Невьянска
Музей «Боевая слава Урала» г. Верхняя Пышма
Другие достопримечательности Верхней Пышмы
https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2541168-ActivitiesVerhnyaya_Pyshma_Sverdlovsk_Oblast_Urals_District.html
Модуль 3 «Необъятная Россия»
Москва
Красная площадь и Кремль
Государственная Третьяковская галерея
ВДНХ
Парки Москвы
Большой театр
Московский метрополитен
Москва-сити
Коломенское
Государственная Третьяковская галерея
Другие достопримечательности Москвы
https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298484-Activities-c47Moscow_Central_Russia.html
Санкт-Петербург
Государственный Эрмитаж
Русский музей
Петропавловская крепость
Зоологический музей
Ансамбль Васильевского острова
Мариинский театр
Царское село
Петергоф
Другие
достопримечательности
СанктПетербургаhttps://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298507Activities-St_Petersburg_Northwestern_District.html

Кол-во
часов
5
5
2
2
1

28
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
1
1
1
1
1
1
1
1
2

Другие города России
Пермьhttps://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298516-ActivitiesPerm_Perm_Krai_Volga_District.html
Кунгурhttps://www.tripadvisor.ru/Attractions-g1752741-ActivitiesKungur_Perm_Krai_Volga_District.html
Тобольскhttps://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298510-Activitiesc47-Tobolsk_Tyumen_Oblast_Urals_District.html
Золотое кольцо России
https://allmyworld.ru/dostoprimechatelnosti-zolotogo-kolca-rossii/
Казаньhttps://www.tripadvisor.ru/Attractions-g298520-ActivitiesKazan_Republic_of_Tatarstan_Volga_District.html
Другие города России
https://www.tripzaza.com/ru/destinations/dostoprimechatelnostirossii/
Итого

9
1
1
1
2
1
2

34

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».