Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ф Обществознание 5 класс

Пояснительная записка
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один
из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социальногуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические,
экономические,

политические,

правовые,

этические,

социально-

психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему,
рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит
обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и
обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели обучения:
1.

Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-

нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа
мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
2.

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответ-

ственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным
нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
3.

Освоение системы знаний об экономической и иных видах дея-

тельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой
и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего
изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования, и самообразования;

4.

овладение умениями получать и критически осмысливать соци-

альную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и
государства;
5.

формирование опыта применения полученных знаний и умений

для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской
и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой
сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового)
возраста, курс призван решить следующие задачи:


создать содержательные и организационно - педагогические

условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);


способствовать усвоению на информационном, практическом и

эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества
(патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);


помочь сориентироваться в основных этических и правовых нор-

мах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;


содействовать освоению на информационном и эмпирическом

уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в

3

подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);


обеспечить практическое владение способами получения адапти-

рованной социальной информации из различных источников, включая анализ
положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального
опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;


предоставить возможность учащимся существенно расширить ак-

тивный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;


помочь формированию осведомленности и практическому освое-

нию конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение
в социальных конфликтах;


предоставить для практического освоения необходимую инфор-

мацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии
своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Общая характеристика учебного курса «Обществознание»
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту,
посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в
социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой
содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для
единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры,
формирующего образцы достойного поведения.
4

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс
темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг
социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого —
тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой
жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина».
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию осуществляется во
взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и
формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных
средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами, и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет рекон-

5

струкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Сроки реализации программы: 2022-2023 гг.
Место учебного курса в учебном плане
Курс «Обществознание» в 5 классе включает 34 часа или 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса «Обществознание»
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в
процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение
учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:


осознание своей идентичности как гражданина страны, члена се-

мьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;


освоение гуманистических традиций и ценностей современного

общества, уважение прав и свобод человека;


осмысление социально-нравственного опыта предшествующих

поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;


понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре

своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:


способность сознательно организовывать и регулировать свою

деятельность – учебную, общественную и др.;

6



овладение умениями работать с учебной и внешкольной инфор-

мацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый
план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;


способность решать творческие задачи, представлять результаты

своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);


готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной рабо-

те, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении и др.
Предметные результаты:


овладение целостными представлениями об историческом пути

народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;


способность применять понятийный аппарат исторического зна-

ния и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;


умения изучать и систематизировать информацию из различных

исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;


расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысле-

ния жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;


готовность применять исторические знания для выявления и со-

хранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Содержание учебного курса
Тема 1. Человек (5 ч)
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек —
биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
7

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста.
Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 2. Семья (5 ч)
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.
Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (6 ч)
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование.
Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с
одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд (6 ч)
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата.
Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (10 ч)
Россия — федеративное государство. Структура России как федерации,
права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История
государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность
человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Вводный и заключительные уроки – 2ч

8

Учебно-тематический план
5 класс
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование раздела
Введение
Глава 1. Человек
Глава 2. Семья
Глава 3. Школа
Глава 4. Труд
Глава 5. Родина
Обобщающий урок по курсу
Итого:

Кол-во
часов
1
5
5
6
6
10
1
34 ч

Требования к результатам обучения
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:


социальные свойства человека, его взаимодействие с другими

людьми;


сущность общества как формы совместной деятельности людей;



характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;



содержание и значение социальных норм, регулирующих обще-

ственные отношения;
уметь:


описывать основные социальные объекты, выделяя их суще-

ственные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные
социальные роли;


сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и чело-

веке, выявлять их общие черты и различия;


объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (вклю-

чая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);


приводить примеры социальных объектов определенного типа,

социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
9



оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

экономической рациональности;


решать познавательные и практические задачи в рамках изучен-

ного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;


осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из

различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;


самостоятельно составлять простейшие виды правовых докумен-

тов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:


для полноценного выполнения типичных для подростка социаль-

ных ролей;


общей ориентации в актуальных общественных событиях и про-

цессах;


нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;



реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного

выполнения гражданских обязанностей;


первичного анализа и использования социальной информации.

10

№
п/п

Календарно-тематическое планирование
Содержание (раздела, темы)
Кол-во
часов

1

Вводный урок
Тема 1. Человек

2
3
4

Загадка человека
Отрочество — особая пора жизни
Практикум по теме «Человек»
Тема 2. Семья
Семья и семейные отношения
Семейное хозяйство
Свободное время
Практикум по теме «Семья»
Тема 3. Школа
Образование в жизни человека
Образование и самообразование
Одноклассники, сверстники, друзья
Практикум по теме «Школа»
Тема 4. Труд
Труд - основа жизни
Труд и творчество
Практикум по теме «Труд»
Тема 5. Родина
Наша Родина — Россия
Государственные символы России
Гражданин России
Мы - многонациональный народ (комбинированный)
Практикум по теме «Родина»
Заключительный урок
ИТОГО

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
5
2
2
1
5
1
1
1
2
6
2
2
1
1
6
2
2
2
10
2
2
2
2
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».