ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне среднего общего образования разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания. Программа по физической культуре для 10–11
классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований ФГОС СОО
и раскрывает их реализацию через конкретное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались потребности современного российского общества в
физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры для укрепления, поддержания здоровья и
сохранения активного творческого долголетия.
В программе по физической культуре нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного
социокультурного развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования
родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания общего образования, внедрение новых методик и
технологий в учебно-воспитательный процесс.
При формировании основ программы по физической культуре использовались прогрессивные идеи и теоретические
положения ведущих педагогических концепций, определяющих современное развитие отечественной системы образования:
концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, ориентирующая учебновоспитательный процесс на формирование гуманистических и патриотических качеств личности обучающихся,
ответственности за судьбу Родины;
концепция формирования универсальных учебных действий, определяющая основы становления российской
гражданской идентичности обучающихся, активное их включение в культурную и общественную жизнь страны;
концепция формирования ключевых компетенций, устанавливающая основу саморазвития и самоопределения личности в
процессе непрерывного образования;
концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура», ориентирующая учебно-воспитательный процесс на
внедрение новых технологий и инновационных подходов в обучении двигательным действиям, укреплении здоровья и
развитии физических качеств;
концепция структуры и содержания учебного предмета «Физическая культура», обосновывающая направленность
учебных программ на формирование целостной личности обучающихся, потребность в бережном отношении к своему
здоровью и ведению здорового образа жизни.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической культуре сохраняет исторически сложившееся
предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки обучающихся к предстоящей
жизнедеятельности, укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптивных возможностей систем организма,
развитию жизненно важных физических качеств.
Программа обеспечивает преемственность с федеральной образовательной программой основного общего образования и
предусматривает завершение полного курса обучения обучающихся в области физической культуры.
Общей целью общего образования по физической культуре является формирование разносторонней, физически развитой
личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической
культуре для 10–11 классов данная цель конкретизируется и связывается с формированием потребности обучающихся в
здоровом образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию современных систем физической
культуры в соответствии с личными интересами и индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей
учебной и трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по физической культуре по трем основным
направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств и функциональных возможностей
организма занимающихся, повышением его надежности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом
данной направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня физической подготовленности и
работоспособности, готовности к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и планирования самостоятельных занятий
оздоровительной, спортивно-достиженческой и прикладно-ориентированной физической культурой, обогащением
двигательного опыта за счет индивидуализации содержания физических упражнений разной функциональной направленности,
совершенствования технико-тактических действий в игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения
в планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации здорового образа жизни, навыки в
проведении самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое
развитие и физическую подготовленность.
Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе
формирования научных представлений о социальной сущности физической культуры, ее месте и роли в жизнедеятельности
современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе предполагаемых практических
результатов данной направленности можно выделить приобщение обучающихся к культурным ценностям физической
культуры, приобретение способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной, игровой и
соревновательной деятельности, стремление к физическому совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и ее планируемых результатов на уровне
среднего общего образования является воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение единства в развитии их
физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на основе системноструктурной организации учебного содержания, которое представляется двигательной деятельностью с ее базовыми
компонентами: информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности)
и мотивационнопроцессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно значимого смысла
содержание программы по физической культуре представляется системой модулей, которые структурными компонентами
входят в раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастики, легкой атлетики, зимних видов
спорта (на примере лыжной подготовки с учетом климатических условий, при этом лыжная подготовка может быть заменена
либо другим зимним видом спорта, либо видом спорта из федеральной рабочей программы по физической культуре),
спортивных игр, плавания и атлетических единоборств. Данные модули в своем предметном содержании ориентируются на
всестороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем «Спортивная и физическая подготовка»,
содержание которого разрабатывается образовательной организацией на основе федеральной рабочей программы по
физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка обучающихся к выполнению нормативных требований Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне», активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Исходя из интересов обучающихся, традиций конкретного региона или образовательной организации модуль
«Спортивная и физическая подготовка» может разрабатываться учителями физической культуры на основе содержания базовой
физической подготовки, национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В настоящей программе по
физической культуре в помощь учителям физической культуры в рамках данного модуля предлагается содержательное
наполнение модуля «Базовая физическая подготовка».
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической культуры, – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в
неделю), в 11 классе – 102 часа (3 часа в неделю). Общее число часов, рекомендованных для изучения вариативных модулей
физической культуры, – 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Вариативные модули программы по физической культуре, включая и модуль «Базовая физическая подготовка», могут
быть реализованы в форме сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования, на спортивных
площадках и залах, находящихся в муниципальной и региональной собственности.
Для бесснежных районов Российской Федерации, а также при отсутствии должных условий допускается заменять раздел
«Лыжные гонки» углубленным освоением содержания разделов «Легкая атлетика», «Гимнастика» и «Спортивные игры». В
свою очередь тему «Плавание» можно вводить в учебный процесс при наличии соответствующих условий и материальной базы
по решению местных органов управления образованием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура как социальное явление. Истоки возникновения культуры как социального явления, характеристика
основных направлений ее развития (индивидуальная, национальная, мировая). Культура как способ развития человека, ее связь
с условиями жизни и деятельности. Физическая культура как явление культуры, связанное с преобразованием физической
природы человека.
Характеристика системной организации физической культуры в современном обществе, основные направления ее
развития и формы организации (оздоровительная, прикладно-ориентированная, соревновательно-достиженческая).
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как основа прикладно-ориентированной
физической культуры, история и развитие комплекса «Готов к труду и обороне» в Союзе Советских социалистических
республик (далее – СССР) и Российской Федерации. Характеристика структурной организации комплекса «Готов к труду и
обороне» в современном обществе, нормативные требования пятой ступени для обучающихся 16–17 лет.
Законодательные основы развития физической культуры в Российской Федерации. Извлечения из статей, касающихся
соблюдения прав и обязанностей граждан в занятиях физической культурой и спортом: Федеральный закон «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ, Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 373-ФЗ.
Физическая культура как средство укрепления здоровья человека. Здоровье как базовая ценность человека и общества.
Характеристика основных компонентов здоровья, их связь с занятиями физической культурой. Общие представления об
истории и развитии популярных систем оздоровительной физической культуры, их целевая ориентация и предметное
содержание.
Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в условиях активного отдыха и досуга. Общее представление о видах и
формах деятельности в структурной организации образа жизни современного человека (профессиональная, бытовая и
досуговая). Основные типы и виды активного отдыха, их целевое предназначение и содержательное наполнение.
Кондиционная тренировка как системная организация комплексных и целевых занятий оздоровительной физической
культурой, особенности планирования физических нагрузок и содержательного наполнения.
Медицинский осмотр обучающихся как необходимое условие для организации самостоятельных занятий
оздоровительной физической культурой. Контроль текущего состояния организма с помощью пробы Руфье, характеристика
способов применения и критериев оценивания. Оперативный контроль в системе самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, цель и задачи контроля, способы организации и проведения измерительных процедур.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Упражнения оздоровительной гимнастики как средство профилактики нарушения осанки и органов зрения,
предупреждения перенапряжения мышц опорно-двигательного аппарата при длительной работе за компьютером.
Атлетическая и аэробная гимнастика как современные оздоровительные системы физической культуры: цель, задачи,
формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании системной
организации занятий кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Техники игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, выполнение углового и штрафного ударов в
изменяющихся игровых ситуациях. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Баскетбол. Техника выполнения игровых действий: вбрасывание мяча с лицевой линии, способы овладения мячом при
«спорном мяче», выполнение штрафных бросков. Выполнение правил 3–8–24 секунды в условиях игровой деятельности.
Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Волейбол. Техника выполнения игровых действий: «постановка блока», атакующий удар (с места и в движении).
Тактические действия в защите и нападении. Закрепление правил игры в условиях игровой и учебной деятельности.
Модуль «Спортивная и физическая подготовка».
Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду спорта, выполнение соревновательных действий
в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и
обороне» с использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и оздоровительных систем физической
культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
11 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Здоровый образ жизни современного человека. Роль и значение адаптации организма в организации и планировании
мероприятий здорового образа жизни, характеристика основных этапов адаптации. Основные компоненты здорового образа
жизни и их влияние на здоровье современного человека.
Рациональная организация труда как фактор сохранения и укрепления здоровья. Оптимизация работоспособности в
режиме трудовой деятельности. Влияние занятий физической культурой на профилактику и искоренение вредных привычек.
Личная гигиена, закаливание организма и банные процедуры как компоненты здорового образа жизни.
Понятие «профессионально-ориентированная физическая культура», цель и задачи, содержательное наполнение.
Оздоровительная физическая культура в режиме учебной и профессиональной деятельности. Определение индивидуального
расхода энергии в процессе занятий оздоровительной физической культурой.
Взаимосвязь состояния здоровья с продолжительностью жизни человека. Роль и значение занятий физической культурой
в укреплении и сохранении здоровья в разных возрастных периодах.
Профилактика травматизма и оказание первой помощи во время занятий физической культурой. Причины возникновения
травм и способы их предупреждения, правила профилактики травм во время самостоятельных занятий оздоровительной
физической культурой.
Способы и приемы оказания первой помощи при ушибах разных частей тела и сотрясении мозга, переломах, вывихах и
ранениях, обморожении, солнечном и тепловом ударах.
Способы самостоятельной двигательной деятельности.
Современные оздоровительные методы и процедуры в режиме здорового образа жизни. Релаксация как метод
восстановления после психического и физического напряжения, характеристика основных методов, приемов и процедур,
правила их проведения (методика Э. Джекобсона, аутогенная тренировка И. Шульца, дыхательная гимнастика А.Н.
Стрельниковой, синхрогимнастика по методу «Ключ»).
Объективные и субъективные признаки утомления. Средства восстановления после физических нагрузок и
соревновательной деятельности: правила организации и проведения, основные приемы.
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне». Структурная
организация самостоятельной подготовки к выполнению требований комплекса «Готов к труду и обороне», способы
определения направленности ее тренировочных занятий в годичном цикле. Техника выполнения обязательных и
дополнительных тестовых упражнений, способы их освоения и оценивания.
Самостоятельная физическая подготовка и особенности планирования ее направленности по тренировочным циклам,
правила контроля и индивидуализации содержания физической нагрузки.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний,
целлюлита, снижения массы тела. Стретчинг и шейпинг как современные оздоровительные системы физической культуры:
цель, задачи, формы организации. Способы индивидуализации содержания и физических нагрузок при планировании
системной организации занятий кондиционной тренировкой.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Модуль «Спортивные игры».
Футбол. Повторение правил игры в футбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование
основных технических приемов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Баскетбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование
основных технических приемов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Волейбол. Повторение правил игры в баскетбол, соблюдение их в процессе игровой деятельности. Совершенствование
основных технических приемов и тактических действий в условиях учебной и игровой деятельности.
Модуль «Спортивная и физическая подготовка». Техническая и специальная физическая подготовка по избранному виду
спорта, выполнение соревновательных действий в стандартных и вариативных условиях. Физическая подготовка к
выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с использованием средств базовой физической подготовки,
видов спорта и оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта, культурно-этнических игр.
ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ «БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Общая физическая подготовка». Развитие силовых способностей. Комплексы общеразвивающих и локально
воздействующих упражнений, отягощенных весом собственного тела и с использованием дополнительных средств (гантелей,
эспандера, набивных мячей, штанги и других). Комплексы упражнений на тренажерных устройствах. Упражнения на
гимнастических снарядах (брусьях, перекладинах, гимнастической стенке и других). Броски набивного мяча двумя и одной
рукой из положений стоя и сидя (вверх, вперед, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за головы). Прыжковые
упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки
через препятствия и другие). Бег с дополнительным отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты).
Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с дополнительным отягощением).
Переноска непредельных тяжестей (сверстников способом на спине). Подвижные игры с силовой направленностью
(импровизированный баскетбол с набивным мячом и другое).
Развитие скоростных способностей. Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора).
Челночный бег. Бег по разметке с максимальным темпом. Повторный бег с максимальной скоростью и максимальной частотой
шагов (10–15 м). Бег с ускорениями из разных исходных положений. Бег с максимальной скоростью и собиранием малых
предметов, лежащих на полу и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному сигналу. Метание малых
мячей по движущимся мишеням (катящейся, раскачивающейся, летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены
(правой и левой рукой). Передача теннисного мяча в парах правой (левой) рукой и попеременно. Ведение теннисного мяча
ногами с ускорением по прямой, по кругу, вокруг стоек. Прыжки через скакалку на месте и в движении с максимальной
частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя прыжки на разную высоту и длину, по разметке, бег
с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание
различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижные
игры со скоростной направленностью. Технические действия из базовых видов спорта, выполняемые с максимальной
скоростью движений.
Развитие выносливости. Равномерный бег и передвижение на лыжах в режимах умеренной и большой интенсивности.
Повторный бег и передвижение на лыжах в режимах максимальной и субмаксимальной интенсивности. Кроссовый бег и маршбросок на лыжах.
Развитие координации движений. Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами.
Жонглирование гимнастической палкой. Жонглирование волейбольным мячом головой. Метание малых и больших мячей в
мишень (неподвижную и двигающуюся). Передвижения по возвышенной и наклонной, ограниченной по ширине опоре (без
предмета и с предметом на голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной
точности движений руками, ногами, туловищем. Упражнение на точность дифференцирования мышечных усилий. Подвижные
и спортивные игры.
Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с большой
амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижности
суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки).
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные и обрядовые игры. Технические действия
национальных видов спорта.
Специальная физическая подготовка. Модуль «Гимнастика».
Развитие гибкости. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении
стоя, сидя, сидя ноги в стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности
плечевого сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых,
тазобедренных и коленных суставов для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных
упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка,
мост).
Развитие координации движений. Прохождение усложненной полосы препятствий, включающей быстрые кувырки
(вперед, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком,
быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега.
Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через
гимнастическую скакалку на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передвижения в висе и упоре на руках на
перекладине (мальчики), подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки), отжимания в упоре лежа с
изменяющейся высотой опоры для рук и ног, отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в висе на гимнастической
стенке до посильной высоты, из положения лежа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с
различной амплитудой движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с гантелями с индивидуально подобранной
массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук), метание набивного мяча из различных
исходных положений, комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения), элементы атлетической гимнастики (по типу
«подкачки»), приседания на одной ноге «пистолетом» (с опорой на руку для сохранения равновесия).
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности
в сочетании с напряжением мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с
уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемые
в режиме непрерывного и интервального методов.
Модуль «Легкая атлетика».
Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересеченной
местности (кроссовый бег). Гладкий бег с равномерной скоростью в разных зонах интенсивности. Повторный бег с
препятствиями в максимальном темпе. Равномерный повторный бег с финальным ускорением (на разные дистанции).
Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа».
Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с дополнительным отягощением. Прыжки вверх с
доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с
последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и
изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге и поочередно. Бег с препятствиями. Бег в горку с
дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным
отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки.
Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры.
Максимальный бег в горку и с горки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой, на
повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу». Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение,
переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие координации
(разрабатываются
движений.
Специализированные
комплексы
упражнений
на
развитие
координации
Модуль «Зимние виды спорта».
Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в режимах умеренной, большой и
субмаксимальной интенсивности, с соревновательной скоростью.
Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжах по отлогому склону с дополнительным отягощением.
Скоростной подъем ступающим и скользящим шагом, бегом, «лесенкой», «елочкой». Упражнения в «транспортировке».
Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд через «ворота» и преодоление небольших
трамплинов.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных направлениях с максимальной скоростью с
внезапными остановками и выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо, влево, приседания).
Ускорения с изменением направления движения. Бег с максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры.
Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных
отрезков дистанции лицом и спиной вперед). Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков.
Передвижения с ускорениями и максимальной скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение
баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с
разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при
встречном беге в колоннах. Кувырки вперед, назад, боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные игры,
эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные
группы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением вперед, по кругу,
«змейкой», на месте с поворотом на 180 и 360. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с
дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с
последующим ускорением и ускорение с последующим выполнением многоскоков. Броски набивного мяча из различных
исходных положений, с различной траекторией полета одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе.
Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью, с уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег
по методу непрерывноинтервального упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной интенсивности. Игра в
баскетбол с увеличивающимся объемом времени игры.
Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Акробатические
упражнения (двойные и тройные кувырки вперед и назад). Бег с «тенью» (повторение движений партнера). Бег по
гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой
движений. Броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей (обеими руками и одной
рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения.
Футбол. Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с последующим ускорением. Бег с
максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорениями, «рывками»,
изменением направления передвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперед с изменением темпа и
направления движения (по прямой, по кругу, «змейкой»). Бег с максимальной скоростью с поворотами на 180 и 360. Прыжки
через скакалку в максимальном темпе. Прыжки по разметке на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперед. Прыжки
вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед. Удары по мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с
остановками и ускорениями, «дриблинг» мяча с изменением направления движения. Кувырки вперед, назад, боком с
последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным отягощением на основные мышечные
группы. Многоскоки через препятствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в
высоту. Прыжки на обеих ногах с дополнительным отягощением (вперед, назад, в приседе, с продвижением вперед).
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся
интервалом отдыха. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отдыха.
Гладкий бег в режиме непрерывно-интервального метода. Передвижение на лыжах в режиме большой и умеренной
интенсивности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных
национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейную убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание приобретенных умений и навыков, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности;
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познанием мира;
осознание ценности научной деятельности; готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
Базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях (в том числе при создании учебных и социальных проектов);
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения.
Работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать
ответственность за решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
Самоконтроль, принятие себя и других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознанием совершаемых действий и мыслительных процессов, их
результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других на ошибку;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество вклада своего и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы
по физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать физическую культуру как явление культуры, ее направления и формы организации, роль и значение в
жизни современного человека и общества;
ориентироваться в основных статьях Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
руководствоваться ими при организации активного отдыха в разнообразных формах физкультурнооздоровительной и
спортивно-массовой деятельности;
положительно оценивать связь современных оздоровительных систем физической культуры и здоровья человека,
раскрывать их целевое назначение и формы организации, возможность использовать для самостоятельных занятий с учетом
индивидуальных интересов и функциональных возможностей.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
проектировать досуговую деятельность с включением в ее содержание разнообразных форм активного отдыха,
тренировочных и оздоровительных занятий, физкультурно-массовых мероприятий и спортивных соревнований;
контролировать показатели индивидуального здоровья и функционального состояния организма, использовать их при
планировании содержания и направленности самостоятельных занятий кондиционной тренировкой, оценке ее эффективности;
планировать системную организацию занятий кондиционной тренировкой, подбирать содержание и контролировать
направленность тренировочных воздействий на повышение физической работоспособности и выполнение норм Комплекса
«Готов к труду и обороне».
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и
системе самостоятельных оздоровительных занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для
самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов в физическом развитии и физическом совершенствовании;
выполнять упражнения общефизической подготовки, использовать их в планировании кондиционной тренировки;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта в условиях учебной и
соревновательной деятельности, осуществлять судейство по одному из освоенных видов (футбол, волейбол, баскетбол);
демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств, результатов в тестовых заданиях
Комплекса «Готов к труду и обороне».
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы
по физической культуре:
Раздел «Знания о физической культуре»:
характеризовать адаптацию организма к физическим нагрузкам как основу укрепления здоровья, учитывать ее этапы при
планировании самостоятельных занятий кондиционной тренировкой;
положительно оценивать роль физической культуры в научной организации труда, профилактике профессиональных
заболеваний и оптимизации работоспособности, предупреждении раннего старения и сохранении творческого долголетия;
выявлять возможные причины возникновения травм во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом,
руководствоваться правилами их предупреждения и оказания первой помощи.
Раздел «Организация самостоятельных занятий»:
планировать оздоровительные мероприятия в режиме учебной и трудовой деятельности с целью профилактики умственного
и физического утомления, оптимизации работоспособности и функциональной активности основных психических процессов;
организовывать и проводить сеансы релаксации, банных процедур и самомассажа с целью восстановления организма после
умственных и физических нагрузок;
проводить самостоятельные занятия по подготовке к успешному выполнению нормативных требований комплекса «Готов к
труду и обороне», планировать их содержание и физические нагрузки исходя из индивидуальных результатов в тестовых
испытаниях.
Раздел «Физическое совершенствование»:
выполнять упражнения корригирующей и профилактической направленности, использовать их в режиме учебного дня и
системе самостоятельных оздоровительных занятий;
выполнять комплексы упражнений из современных систем оздоровительной физической культуры, использовать их для
самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом развитии и физическом
совершенствовании;
демонстрировать технику приемов и защитных действий из атлетических единоборств, выполнять их во взаимодействии с
партнером;
демонстрировать основные технические и тактические действия в игровых видах спорта, выполнять их в условиях учебной
и соревновательной деятельности (футбол, волейбол, баскетбол);
выполнять комплексы физических упражнений на развитие основных физических качеств, демонстрировать ежегодные
приросты в тестовых заданиях Комплекса «Готов к труду и обороне».
10 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Контрольные
работы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной
деятельности
Итого по разделу
5
5
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
10
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
12
2.3
Зимние виды спорта (модуль
"Зимние виды спорта")
10
2.4
Спортивные игры. Баскетбол
(модуль "Спортивные игры")
9
Практические
работы
2.5
Спортивные игры. Волейбол
(модуль "Спортивные игры")
10
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
10
2.7
Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса
ГТО (модуль "Спорт")
30
Итого по разделу
91
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
0
0
11 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Электронные
программы
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Контрольные
работы
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
3
3
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Способы самостоятельной
деятельности
Итого по разделу
5
5
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность
1.1
Физкультурно-оздоровительная
деятельность
Итого по разделу
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная деятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
3
3
10
2.2
Лёгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
12
2.3
Зимние виды спорта (модуль
"Зимние виды спорта")
10
2.4
Спортивные игры. Баскетбол
(модуль "Спортивные игры")
9
2.5
Спортивные игры. Волейбол
10
Практические
работы
(модуль "Спортивные игры")
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
10
2.7
Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса
ГТО (модуль "Спорт")
30
Итого по разделу
91
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
102
0
0
Тематическое планирование 10 класс 1 полугодие (48 часов)
№
Тема
Кол-во даты
Основные
Планируемые результаты изучения учебного
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
часов
Правила безопасного
поведения на занятиях
л\а., кроссовый бег.
Специальные беговые
упр. бег 70-80м,низкий
старт.
Низкий старт (до 40 м),
бег на выносливость до
3 мин с ускорениями.
Развитие скоростносиловых качеств.
Техника спринтерского
бега.
Техника эстафетного
бега.
Бег 100 метров, учет
умений.
Техника длительного
бега.
Техника прыжка в
длину с разбега.
Прыжок в длину с
места, ГТО.
Техника прыжка в
высоту с разбега.
Метание в вертикальные
и горизонтальные цели.
Техника метания на
виды учебной
деятельности
1
1
1
1
1
Повторение.
Закрепление.
1
1
1
1
Контроль.
1
1
Контроль.
1
Контроль.
1
предмета «физическая культура»
Личностные
Метапредмет.
результаты
результаты
• владение
• владение
навыками
способами
выполнения
организации и
жизненно
проведения
важных
разнообразных
двигательных
форм занятий
умений
физической
культурой, их
планирования и
содержательного
наполнения;
Предметные
результаты
Выполнять
легкоатлетические
упражнения,
общеразвивающие
упражнения,
игровые задания.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
дальность.
Метание на дальность с
разбега.
Бег 800м на время,
метание, преодоление
полосы препятствий.
Челночный бег,
развитие скоростносиловых качеств.
ГТО Кросс- 3000м (без
учета времени)
РДК - выносливости,
игры.
ОРУ. Развитие
выносливости.
Волейбол. Правила
техники безопасности
при занятиях
волейболом.
Прием мяча сверху
(снизу) двумя руками с
падением-перекатом на
спину. Блокирование.
Совершенствование
приемов мяча сверху и
снизу.
Прием мяча одной
рукой с падением на
бедро и спину.
Нападающий удар.
Прием одной рукой в
падении вперед и
1
Контроль.
1
Контроль.
1
1
1
1
1
Повторение.
Закрепление.
1
Закрепление.
1
1
Контроль.
1
Контроль.
Выполнять
технические
действия в
волейболе,
общеразвивающие
упражнения,
игровые задания.
25
28
скольжением на грудиживоте.
Тактика игры в
1
волейбол.
Соревновательные игры. 1
1
32
Правила техники
безопасности.
Совершенствование
строевых упражнений.
Упражнения на
параллельных брусьях.
Развитие гибкости,
упражнения на
гимнастической стенке.
Элементы акробатики.
33
Подъем переворотом.
1
34
Акробатика. Связка из
пяти элементов.
Опорный прыжок ч/з
козла ноги врозь., РДК –
силы
Длинный кувырок через
препятствие 90 см.
Элементы акробатики..
1
Стойка на руках с
помощью.
Кувырок назад через
стойку на руках с
помощью.
Связка элементов
1
29
30
31
35
36
37
38
39
40
1
1
1
1
1
1
1
1
41
42
43
44
45
46
47
48
акробатики, развитие
физических качествгибкость.
Переворот боком
(колесо)
Прыжок в глубину с
высоты 150 см.
ОРУ с обручами(д),на
гимнастической
скамейке(ю)
Комбинация из ранее
изученных упражнений.
Упражнения на
перекладине,
акробатика, лазание по
канату, опорный
прыжок.
Опорный прыжок,
лазание по канату.
РДК - силовой
выносливости,
подтягивание,
поднимание туловища.
Комбинация из ранее
изученных упражнений.
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование 10 класс 3 четверть (30 часов)
№
Тема
урока
Колво
даты
Основные виды
учебной
Планируемые результаты изучения учебного
предмета «физическая культура»
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Т.Б. на уроках по лыжной
подготовке.
Температурный режим,
смазка лыж.. Переход с
одновременных ходов на
попеременные.
Т. Б. на уроках спортивных
игр, волейбол.
Прямой переход. Переход с
прокатом. Переход с
неоконченным толчком
одной палкой.
Элементы волейбола,
развитие координационных
способностей.
Преодоление подъемов и
препятствий.
Перешагивание
небольшого препятствия.
Передача мяча с шагом в
парах, учебные игры.
Техника одновременного
одношажного ходов,
кроссовая подготовка,
дистанция 3 км.
Совершенствование
передачи мяча, игры.
Попеременный 2-х
шажный, одновременный
2-х шажный ходы
деятельности
1
1
1
1
1
1
Повторение.
Закрепление.
1
1
Контроль.
1
1
Контроль.
Повторение
1
1
Контроль.
Контроль.
Личностные
результаты
умение
максимально
проявлять
физические
способности
(качества)
при
выполнении
тестовых
упражнений
Метапредмет.
результаты
владение
способами
наблюдения за
показателями
индивидуального
здоровья,
физического
развития и
физической
подготовленности,
использование
этих показателей в
организации и
проведении
самостоятельных
форм занятий
физической
Предметные
результаты
Выполнять
передвижение
на лыжах
изученным
способом
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Верхняя и нижняя подачи
мяча, игры.
Совершенствование
лыжных ходов,
Учебная игра, развитие
координационных
способностей.
РДК - выносливости.
Совершенствование
техники изученных ходовдистанция до 5 км.
ОФП, передача мяча в
шеренге со сменой мест,
игры.
Совершенствование
техники изученных ходов
на дистанции 3 км, РДК выносливости.
Прием мяча от сетки, блок,
игра.
Совершенствование
техники изученных ходов,
дистанции 2 и 3 км. РДК выносливости
Техника игры в защите.
Совершенствование
техники изученных ходов,
дистанции 2 и 3 км. РДК выносливости
1
1
Контроль.
Повторение
1
1
Контроль.
Контроль.
1
1
Контроль.
Контроль.
1
1
Повторение
Повторение
Закрепление
Календарно-тематическое планирование 10 класс 4 четверть (27 часов)
№
Тема
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
Т.Б. на уроках
спортивных игр,
самоконтроль, оказание
первой помощи..
Элементы волейбола,
передачи . Прямой
нападающий удар,
нападение через 3ю
зону.
Совершенствование
нападающего удара,
одиночное
блокирование. Игра.
Упражнения на
развитие силы. ОФП.
Совершенствование
передач и приема мяча,
игры.
Тестирование
физических качеств.
Зонная
Кол- даты
во
часов
1
1
1
1
1
1
Основные
Планируемые результаты изучения учебного предмета
виды
«физическая культура»
учебной
Метапредмет.
Предметные
деятельности Личностные
результаты
результаты
результаты
Проявлять
Осуществлять
Выполнять
уважение к
констатирующий и упражнения с
личности и её
предвосхищающий баскетбольным
достоинствам,
контроль по
мячом. Играть в
доброжелательное результату и по
баскетбол.
Контроль
отношение к
способу действия. Осуществлять
Повторение
окружающим
Формулировать
судейство.
Воспитать
собственное
Выполнять
потребность в
мнение и позицию, легкоатлетические
самовыражении и аргументировать и и
самореализации.
координировать её общеразвивающие
с позициями
упражнения.
партнёров в
сотрудничестве
Повторение
при выработке
Закрепление
общего решения в
совместной
деятельности.
1
1
Закрепление
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
защита(2х1х2).Развитие
скоростных качеств.
Верхняя передача мяча
в тройках,
Совершенствование
нападающего удара,
игра.
Тесты на развитие
физических качеств,
учебные игры.
ТБ на уроках по легкой
атлетике, в зале и на
улице.
Челночный бег
3х10,передача эстафеты.
Спринтерский
бег,30,60м,передача
эстафеты, прыжки в
длину.
Бег 100м,Метание
гранаты,
Прыжки в высоту
способом «ножницы».
Челночный бег,
передача эстафеты.
Прыжок в длину с
места, тестирование
физических качеств.
Правила спортивных
соревнований и их
назначение, навыки
судейства.
1
Повторение
1
1
Контроль
1
Повторение
1
1
1
Закрепление
Контроль
1
1
1
Повторение
Контроль
1
1
1
Контроль
Контроль
22
23
24
25
26
27
Бег на выносливость
1000м и 20000м ГТО.
Специальные беговые
упражнения, прыжки,
метание. Бег на
выносливость.
Метание на дальность,
челночный бег.
Тестирование
физических качеств.
ГТО.
ОРУ, Тестирование
физических качеств.
ГТО
1
1
1
Контроль
Контроль
1
1
1
Контроль
Календарно-тематическое планирование 11 класс 1 четверть (27 часов)
№
Тема
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Кол- даты
во
часов
Основные
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «физическая культура»
виды
учебной
Личностные
Метапредметные Предметные
деятельности
результаты
результаты
результаты
Т.Б. на уроках л\а в
зале. Оказание первой
медицинской помощи.
Т.Б. на уроках л/а на
улице. Бег на 30, 100 м.
Метания гранаты.
Развитие скоростносиловых качеств.
Спринтерский
бег(30,60м.).
Метания гранаты.
Прыжок в длину.
Эстафетный бег. Игра в
волейбол.
. Бег 100м. на результат.
1
Прыжок в длину с
разбега.
Бег 1000 м. Игра в
волейбол.
Прыжок в длину с
места. ГТО.
Метание гранаты. Игра в
волейбол.
1
Контроль
1
Контроль
1
Повторение
1
Повторение.
1
1
Повторение
1
Повторение.
1
1
1
Контроль
Проявлять
уважение к
личности и её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к
окружающим
Воспитать
потребность в
самовыражении и
самореализации.
Осуществлять
констатирующий и
предвосхищающий
контроль по
результату и по
способу действия.
Формулировать
собственное
мнение и позицию,
аргументировать и
координировать её
с позициями
партнёров в
сотрудничестве
при выработке
общего решения в
совместной
деятельности.
Выполнять
легкоатлетические
упражнения,
общеразвивающие
упражнения,
игровые задания.
Контроль
12
Кросс 3000 м.
1
13
Техника метания на
дальность.
Бег с ходьбой 5 км.
1
1
Закрепление
Технико-тактические
действия в волейболе.
Челночный бег,
развитие скоростносиловых качеств.
Технико-тактические
действия в волейболе.
Атака первым темпом.
Игра в волейбол
Правила и навыки
судейства в волейболе.
Технико-тактические
действия в волейболе.
Нападающий удар и
блокировка.
Совершенствование
приема мяча сверху.
Круговая тренировка
волейболиста.
Технико-тактические
действия в волейболе.
Тактика игры в защите.
1
Закрепление
Тесты на развитие
физических качеств.
Технико-тактические
действия в волейболе.
1
Контроль
1
Повторение
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
1
1
Повторение
1
Закрепление
1
1
Повторение
1
Закрепление
1
Повторение
1
Контроль
1
Выполнять
технические
действия в
волейболе,
общеразвивающие
упражнения,
игровые задания.
Календарно-тематическое планирование 2 четверть (21 час)
№
Тема
урока
28
29
30
31
32
33
34
35
Т.Б. при занятиях на
спортивных снарядах.
Самоконтроль.
ТБ на уроках
гимнастики.
Акробатика.
Упражнения на
высокой перекладине.
Лазание по канату.
Развитие гибкости,
упражнения на
гимнастической
стенке.
Акробатика.
Упражнения на
высокой перекладине.
Элементы акробатики,
страховка.
Акробатическая
связка из пяти
элементов.
Акробатика.
Упражнения на
Кол- даты
во
часов
Основные
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «физическая культура»
виды
учебной
Личностные
Метапредметные Предметные
деятельности
результаты
результаты
результаты
1
1
Повторение
1
Повторение
1
1
Повторение
1
Повторение
1
1
Закрепление.
Проявлять
уважение к
личности и её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к
окружающим
Воспитать
потребность в
самовыражении и
самореализации.
Осуществлять
констатирующий и
предвосхищающий
контроль по
результату и по
способу действия.
Оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы.
Осуществлять
взаимный
контроль и
оказывать в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь.
Выполнять
гимнастические,
акробатические
упражнения,
общеразвивающие
упражнения,
игровые задания.
36
37
38
39
40
41
42
43
высокой перекладине.
Лазание по канату.
Методика «круговой
тренировки».
Совершенствование
акробатической
комбинации.
Упражнения на
перекладине.
Акробатическая
комбинация.
Методики
атлетической
гимнастики.
Упражнения с
отягощением..
Совершенствование
комплексов аэробики,
направленных на
развитие гибкости.
Акробатическая
комбинация. Опорный
прыжок.
Методики
атлетической
гимнастики,
упражнения в парах.
Совершенствование
комплексов
акробатики
направленных на
развитие гибкости.
1
.
Закрепление.
1
1
Контроль.
1
Повторение
1
1
Контроль.
1
Повторение
1
44
45
46
47
48
Упражнения на
высокой перекладине.
Опорный прыжок.
Упражнения на
параллельных
брусьях.
Опорный прыжок,
лазание по канату..
Тесты на развитие
силы .ГТО
подтягивание.
РДК силовой
выносливости,
подтягивание,
поднимание
туловища .ГТО.
1
Контроль.
1
Повторение.
1
1
Контроль.
1
Повторение
Календарно-тематическое планирование 3 четверть (30 часов)
№
урока
49
50
Тема
ТБ на уроках лыжной
подготовки. Смазка
лыж.
Совершенствование
техники классического
хода
Кол- даты Основные
во
виды учебной
часов
деятельности
1
Повторение
1
Повторение.
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «физическая культура»
Личностные
Метапредметные
Предметные
результаты
результаты
результаты
Проявлять
уважение к
личности и её
достоинствам,
доброжелательное
отношение к
Осуществлять
констатирующий и
предвосхищающий
контроль по
результату и по
способу действия.
Выполнять
передвижение
на лыжах
изученным
способом.
51
52
Температурный режим,
самоконтроль, смазка
лыж.
Техника перехода с
хода на ход.
1
Повторение
1
Повторение.
53
Совершенствование
техники классического
хода
54
Т.Б.на спортивных
играх, правила
судейства, игры.
55
Лыжная гонка 3 км.
1
Контроль.
56
Совершенствование
техники классического
хода
1
Повторение.
57
Элементы волейбола,
развитие
координационных
способностей
58
Техника перехода с
хода на ход.
1
Контроль.
59
Совершенствование
техники классического
хода
1
Повторение.
окружающим
Воспитать
потребность в
самовыражении и
самореализации.
Формулировать
собственное
мнение и позицию,
аргументировать и
координировать её
с позициями
партнёров в
сотрудничестве
при выработке
общего решения
в совместной
деятельности.
60
Передача мяча в парах с
шагом. Учебные игры.
61
Горнолыжная
подготовка
1
Контроль.
62
Совершенствование
техники классического
хода
1
Повторение.
63
Совершенствование
передачи и приема
мяча, игры.
64
Техника конькового
хода.
65
Совершенствование
техники конькового
хода.
66
ОФП передачи мяча в
шеренгах со сменой
места. Игры.
67
Лыжная гонка 5 км.
Закрепление.
Повторение.
Контроль.
ГТО.
68
Совершенствование
техники конькового
Повторение.
хода.
69
Совершенствование
верхней и нижней
подачи, блок, игры.
70
Техника конькового
хода.
Контроль.
71
Совершенствование
техники конькового
хода.
Повторение.
72
Учебная игра, развитие
координационных
способностей
73
Спринтерские забеги на
лыжах.
Контроль.
74
Совершенствование
техники конькового
хода .Спуски и
подьемы.
Закрепление.
75
Прием мяча от сетки,
блок, игра.
76
Методика развития
физических качеств.
Изучение.
77
Спортивные игры в
зале.
78
Тестирование
физических качеств.
Закрепление.
Календарно-тематическое планирование 4 четверть (27 часов)
Тема
№
урока
79
80
81
Кол-во даты
часов
Т.Б. на уроках в зале.
Самоконтроль, оказание
первой помощи.
Технико-тактические
действия волейболиста.
1
Упражнения в
сопротивлении в парах.
Игра.
1
Основные
виды
учебной
деятельно
сти
Повторен
ие.
Прямой нападающий удар 1
и блок, игра.
Повторен
ие
Планируемые результаты изучения
учебного предмета «физическая культура»
Личностные
Метапредме
Предметные
результаты
тные
результаты
результаты
Проявлять
уважение к
личности и её
достоинствам,
доброжелатель
ное отношение
к окружающим
Воспитать
потребность
в
самовыражен
ии и
самореализац
ии.
Осуществлять
констатирующ
ий и
предвосхищаю
щий контроль
по результату и
по способу
действия.
Выполнять
упражнения с
баскетбольным
мячом. Играть в
баскетбол.
Осуществлять
судейство.
Выполнять
легкоатлетичес
кие и
общеразвиваю
щие
Прыжок в высоту с
разбега.
1
Совершенствов
ание
нападающего
удара,
одиночное
блокирование.
1
84
Упражнения на развитие
силы.
1
85
Прыжок в
высоту с
разбега.
1
86
Тестирование физических
качеств.
1
87
Зонная защита (2х1х2).
Развитие скоростных
качеств.
1
88
Верхняя передача мяча в
тройках,
Совершенствование
1
82
83
Повторен
ие.
Закреплен
ие.
Контро
ль
Повторен
ие.
Контро
Формулирова
ть
собственное
мнение и
позицию,
аргументиров
ать и
координиров
ать её с
позициями
партнёров в
сотрудничест
ве при
выработке
общего
решения в
совместной
деятельности.
упражнения.
нападающего удара, игры.
ль
Тесты на развитие
физических качеств.
1
90
группы мышц.
1
91
Тесты на развитие
физических качеств.
1
Контро
ль.
92
Спринтерский бег,
передача эстафеты.
1
Повторен
ие.
93
Работа с гантелями на все
группы мышц.
1
94
Т.Б. на уроках Л/А. Бег 30, 100 м.
1
Повторен
ие.
95
Метание гранаты. Игра в
футбол.
1
Закреплен
ие.
96
Демонстрация разученных 1
упражнений и комбинаций.
97
Бег 1000 м. Метание
гранаты.
1
Контро
ль.
98
Тестирование физических
качеств.
1
Закреплен
ие.
89
Закреплен
ие.
99
Эстафетный бег, развитие
выносливости.
1
100
Кроссовая
подготовка.
1
101
Бег 3000м Без учета
времени.
1
102
Правила соревнований,
навыки судейства.
Метание.
1
103
Прыжок в длину с
разбега на результат.
104
Специальные беговые
упражнения,
Преодоление
препятствий.
105
Комплексное
тестирование.
Контроль.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Предметная линия учебников В.И.Ляха. 10—11 классы. Базовый уровень. (автор В.И.Лях). «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
• Физическая культура. 10—11 классы (автор В.И.Лях). Базовый уровень.
ЦИФРОВЫ