Пояснительная записка Пояснительная записка Цель прикладного курса «Основы цитологии и молекулярной биологии» – ознакомить с наиболее важными и значимыми вопросами данного курса, углубить знания учащихся 11 класса, интересующихся биологией, способствовать усилению познавательной активности и самовоспитанию учащихся, содействовать мотивации и ориентации на биологические, медицинские, педагогические специальности. Данный курс углубляет, расширяет и дополняет материал курса «Общей биологии» 10-11 класса. При этом выполняются следующие задачи: развитие у учащихся интереса к курсу «Общей биологии» в целом; формирование у учащихся, интересующихся биологией, более глубокое усвоение знаний; раскрываются закономерности, имеющие общебиологический характер и способствующие воспитанию научного мировоззрения учащихся; приобщение учащихся к методам научного исследования, применяющиеся при изучении курса цитологии и молекулярной биологии; содействие воспитания и самовоспитания личности, повышение научной культуры труда. осуществление профориентационной работы со школьниками. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с клеткой как с саморегулирующейся биологической системой, функциональной единицей; единицей строения тканей, органов и любого целостного организма, ее составом, строением; рассматривают молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур. Учащиеся знакомятся с методами исследования клеток, узнают микроскопическое строение органелл клетки и их функции; более детально рассматривают процессы обмена веществ, происходящих в клетке: изучают фотосинтез и белковый синтез. Материал курса может быть дополнен сведениями о строении и физиологии многоклеточных структур: тканей, органов, систем органов. Политехническая и профориентационная направленность курса выражается в приобщении учащихся к видам деятельности, характерной для лиц, работающих в области биологии, генетики, молекулярной биологии, медицины. В ходе изучения курса учащиеся приобретают умения пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов. Настоящая программа построена с таким расчетом, чтобы между прикладным и основным курсом легко можно было установить параллельные связи. Так, в теме «Клетка – единица строения живых организмов» углубляются понятия о строении и функции клетки и органелл, которые затрагиваются в первых темах основного курса: раздел «Цитология» 10 класс В теме «Химический состав клетки» углубление курса идет по линии более подробного изучения строения молекулярных структур – биополимеров, в результате чего происходит интеграция предметов биологии и химии. На практических занятиях учащиеся расширяют свои знания о функциональной анатомии клетки, тканей, органов и целых систем эукариотических организмов. В теме «Обмен веществ и энергии» углубление основного курса достигается за счет более подробного изложения механизмов газообмена и клеточного дыхания, углубленно рассматривается метаболизм белков, жиров и углеводов, энергетический и пластический обмен. Лабораторный практикум знакомит учащихся с элементами микроскопического исследования и химического анализа свойств некоторых клеточных структур и веществ. На лабораторном практикуме учащиеся работают с микроскопом, культурами клеток, проводят химический анализ органических веществ клетки. На практических семинарах учащиеся работают с научно-популярной литературой, готовят сообщения, закрепляют полученные знания с помощью самоконтроля и взаимоконтроля. Итогом данного курса служит научно-практический семинар где учащиеся знакомят со своими работами, по заранее предложенным учителем темам, согласно темам данного курса. Содержание курса 1. (1 ч) Введение Предмет и методы цитологии и молекулярной биологии, ее связь с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки. 2. (6 ч) Химический состав клетки (химические элементы и вещества): Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в жизнедеятельности клетки. Органические вещества клетки: липиды их строение и функции. Углеводы их классификация, строение, функции. Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и биологическая роль ДНК РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. Функции РНК. Другие органические вещества клетки. Практическая работа: Определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах, свойства этих веществ. Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на белковые молекулы. Цветные реакции белков 3.(3) Строение клеток прокариот и эукариот. Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни. Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток Растений. Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от растений и животных. Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток. Практическая работа: Изучение растительных и животных клеток (работа с микропрепаратами культур клеток). 4. (6) Микроскопическое строение органоидов клетки, их функции: Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и функции. Биологическая роль ядра, хромосомы. Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая мембрана, транспорт веществ. Мембранные структуры их строение и функции: Ядро, Митохондрии, Лизосомы, Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть. Немембранные структуры клетки. Рибосомы, их функции. Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. Лейкопласты и хромопласты. Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения клеточной оболочки растений. Строение и функции. Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение. Контрольный урок: Тест по теме «Строение клетки и ее органоидов» 5. (6 ч) Обмен веществ и энергии. Питание Обмен веществ как основная функция жизни. Значение питательных веществ. Ассимиляция и диссимиляция. Превращение веществ в. организме. Понятие о метаболизме. Катаболизм. Анаболизм Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ. Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса. Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез. Реакции фотосинтеза. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция. Биосинтез белка. Трансляция. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена. Энергетический обмен. Практическая работа: 1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания. 2. Составление схемы пластического обмена: биосинтеза белка – реакций матричного синтеза, и фотосинтеза. 6. (8) Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез Интерфаза. Подготовка клетки к делению. Биосинтез белка, РНК, репликация ДНК Деление клетки. Митоз (кариокинез) - непрямое деление клетки, основа бесполого размножения организмов. Фазы митоза. Спирализация. Центромеры, веретена деления. Деление клетки. Мейоз- редукционное деление. Лептотена, зиготена, диплотена. Коньюгация и кроссинговер. эквационное деление мейоза. Способы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Партеногенез. Развитие половых клеток. Гаметогенез.Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Практические занятие: Наблюдение за делением растительной и животной клетки. 1. (4) Обобщение и повторение. Практический семинар по теме «Химический состав и строение клетки. Микроскопическое строение и функции ее органоидов» Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии. Питание», «Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез» Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита рефератов и научных проектов по изученным темам. Подведение итогов, награждения. Планируемые результаты В результате изучения курса учащиеся должны знать програмный материал данного курса. уметь разъяснять учебный материал о клетке как о саморегулирующейся биологической системе, функциональной единице любого организма; о единице строения тканей, органов и любого целостного организма, ее состав, строение; разъяснять молекулярный состав клетки, строение и значение важнейших биологических молекулярных структур: белков, углеводов, жиров, нуклеиновых кислот. Учащиеся должны знать методы исследования клеток, объяснять микроскопическое строение органелл клетки и их функции; рассказывать о процессах обмена веществ, происходящих в клетке: разъяснять процессы фотосинтеза и белкового синтеза. Учащиеся должны уметь пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом, а также вести наблюдения за жизнедеятельностью одноклеточных и многоклеточных организмов, а также вести записи их Календарно-тематическое планирование. № п/п 1 1. 2 3 4 5 6 7 1. 8 9 10 1. 11 12 13 14 15 Тема занятия кол. сроки час. провед. Введение (1ч): Предмет и методы цитологии и молекулярной 1 биологии, ее связь с другими науками. История изучения клетки. Клеточная теория. Методы исследования клетки. Тема: Химический состав клетки (химические элементы и 6 ч вещества): Важнейшие химические элементы клетки: макроэлементы, 1 микроэлементы, ультрамикроэлементы. Неорганические вещества клетки: вода и минеральные соли, значение их в жизнедеятельности клетки. Органические вещества клетки: липиды их строение и 1 функции. Углеводы их классификация, строение, функции. 1 Белки- биополимеры. Структура белковой молекулы и функции белков. Биологическая роль белков. Денатурация белков Нуклеиновые кислоты: ДНК – биополинуклеотид, Строение и 1 биологическая роль ДНК РНК: рибосомная РНК, транспортная РНК, информационная. 1 Функции РНК. Другие органические вещества клетки. Практическая работа: Определение белков, жиров и 1 углеводов в пищевых продуктах, свойства этих веществ. Действие кислот, щелочей, солей тяжелых металлов на белковые молекулы. Цветные реакции белков Тема: Строение клеток прокариот и эукариот. 3ч Строение клеток прокариот (бактерии, цианеи). Строение, 1 формы, жизнедеятельность, значение. Особенности питания бактерий и цианобактерий. Вирусы – неклеточные формы жизни. Строение клеток эукариот: общее строение. Строение клеток 1 Растений. Строение клеток Животных. Строение клеток Грибов. Особенности строения клеток грибов в отличии от растений и животных. Зависимость жизнедеятельности организмов от строения клеток. Практическая работа: Изучение растительных и животных 1 клеток (работа с микропрепаратами культур клеток). Тема: Микроскопическое строение органоидов клетки, их 6ч. функции: Цитоплазма: ее состав и функции. Клеточное ядро: строение и 1 функции. Биологическая роль ядра, хромосомы. Клеточная мембрана: ее строение и функции Плазматическая 1 мембрана. Транспорт веществ: осмос, диффузия, активный транспорт Мембранные структуры их строение и функции: Лизосомы, 1 Аппарат Гольджи, Эндоплазматическая сеть. Митохондрии, строение и функции. Пластиды - строение хлоропластов, функции хлоропластов. 1 Лейкопласты и хромопласты. Вакуоль - ее строение и значение. Особенность строения 1 клеточной оболочки растений. Строение и функции. Немембранные органоиды. Рибосомы, их значение. 16 1. 17 18 19 20 21 22 1. 23 24 25 26 27 28 29 30 1. 31 32 33 34 Контрольный урок: Тест по теме строение клетки и органоидов Тема: Обмен веществ и энергии. Питание Обмен веществ как основная функция жизни. Понятие о метаболизме. Катаболизм, анаболизм - (ассимиляция и диссимиляция). Превращение веществ в. организме. Значение питательных веществ Энергетический обмен веществ в клетке. АТФ. Этапы цикла образования лимонной кислоты – цикл Кребса. Особенности обмена веществ растительной клетки. Фотосинтез. Реакции фотосинтеза. Пластический обмен. Биосинтез белка. Транскрипция. Биосинтез белка. Трансляция. Обмен белков, жиров, углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Регуляция водно-солевого обмена. Практическая работа: 1. Составление схем энергетического обмена веществ в клетке. Составление уравнений дыхания: гликолиза и клеточного аэробного дыхания. 2. Составление схемы пластического обмена: биосинтеза белка – реакций матричного синтеза, и фотосинтеза. Тема: Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез Интерфаза. Подготовка клетки к делению. Биосинтез белка, РНК, репликация ДНК Деление клетки. Митоз (кариокинез) - непрямое деление клетки, основа бесполого размножения организмов. Фазы митоза. Спирализация. Центромеры, веретена деления. Деление клетки. Мейоз - редукционное деление. Лептотена, зиготена, диплотена. Коньюгация и кроссинговер. Эквационное деление мейоза. Способы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Партеногенез. Развитие половых клеток. Гаметогенез. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Зигота. Двойное оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Практическое занятие: Наблюдение за делением растительной и животной клетки. Контрольный урок : Тест по теме «Обмен веществ» и «Жизненный цикл клетки» Обобщение и повторение. Практический семинар по теме «Химический состав и строение клетки. Микроскопическое строение и функции ее органоидов» Практический семинар по темам «Обмен веществ и энергии. Питание», «Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Размножение. Онтогенез» Научно – практический семинар на тему «Клетка» Защита рефератов и научных проектов по изученным темам. Подведение итогов, награждения. Всего Учитель биологии: Жансеитова Ф.М. 1 6ч 1 1 1 1 1 1 8ч. 1 1 1 1 1 1 1 1 4ч. 1 1 1 1 34 ч Литература: 1. И.И. Акимушкин «Занимательная биология», М., Молодая гвардия 1967. 2. Биологический энциклопедический словарь, под ред. Пилярова М.С., Советская энциклопедия, 1989. 3. Биология. Весь школьный курс в таблицах. Л.В.Елкина, Минск, 2009. 4. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова «Биология» Справочник для старшеклассников, Москва, Аст-пресс, 2004 год. 5. Т.Л. Богданова «Биология», Высшая школа, М., 1991 6. Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков и другие «Биология. 1600 задач, тестов и проверочных работ», Москва, «Дрофа», 1999 год. 7. Ш.Н. Дурмекбаева, Ж.М. Карабаева, Г.С. Ларионова «Сборник тестовых заданий по биологии (тематический), 6-9 классы», Кокшетау, 2007 год 8. Н.А.Лемеза «Биология для поступающих в вузы», Юнипресс, Мн., 2002. 9. А.И. Никишов. «Биология в таблицах», Илекса, М., 1998. 10. А.И. Никишов. «Биология: животные», Просвещение, М., 1993. 11. И.В.Петрова. «Биология для поступающих» (Части 1 и 2), Томск 2008